В уборной отеля и на вокзале: самые неожиданные места, где сыграют спектакли в Петербурге
IV Международный Летний фестиваль искусств "Точка доступа" пройдет в Петербурге с 19 июля по 5 августа. События фестиваля проходят в необычных пространствах, здесь ландшафты, архитектура, известные и закрытые локации Петербурга превращаются в территорию искусства.
Сенсация фестиваля – спектакль, идущий с русскими и английскими субтитрами "Трёхгоршковая опера". Это первая в мире опера, предназначенная для общественной уборной. Три женщины сталкиваются в дамской комнате богатого отеля. Одна – жертва харассмента, другая боится, что ее имидж "сильной женщины" слишком подавляет возлюбленного, третьей гендерные предрассудки мешают получить работу мечты. Вместе они обсуждают проблемы и потаенные фантазии, подтверждая их ариями из опер Моцарта, Пуччини и Бизе.
Молодой немецкий режиссер Йозуа Рёзинг, известный работами в берлинском "Дойчес-театре", перенесёт действие классической пьесы Петера Вайса в респектабельный торговый комплекс "Стокманн". Для одних он – место силы и престижа, для других – объект социальной критики и средоточие зла.
Маркиз де Сад проводит остаток дней в психиатрической клинике Шаратон. Он удалился сюда добровольно, полагая, что за пределами сумасшедшего дома сумасшествия еще больше. За окнами – разгар политической реакции, идеалы Великой Французской революции втоптаны в грязь. Маркиз с помощью других пациентов устраивает театральное представление, воссоздающее печальную историю жизни и смерти одного из вождей революции – Жана-Поля Марата.
На территории форта Константин пройдёт спектакль "Музей инопланетного вторжения" о 1989 годе, маленькой деревне под Томском и встреча с инопланетным разумом. Постановка выдержана в мало знакомом России жанре "мокьюментари" (фальшивой документалистики) и рассчитана на самого широкого зрителя. Детей заинтересует фантастическая история, а взрослые имеют шанс вычитать параллельный сюжет – о ксенофобии и терпимости, социальных парадоксах нашего вчера и сегодня.
Для этого спектакля-променада вновь были выбраны локацией залы, кафе и перрон Финляндского вокзала. Спектакль поставлен по мотивам одноименной пьесы Бертольта Брехта, написанной в годы Второй мировой войны в Финляндии. Вооружившись несложным комплектом аппаратуры, зритель становится участником обстоятельного приватного разговора двух персонажей, проводящих время на вокзале.
Заколоченная усадьба, вырубленный сад и далекие воспоминания Фирса о той поре, когда все были молоды и счастливы – история, которая будет сыграна в саду Фонтанного Дома в начале августа. Зрители станут свидетелями и участниками незабываемого путешествия в предысторию "Вишневого сада" в необычном формате спектакля: в парке под открытым небом.
Этот спектакль начинается как экскурсия по пустырю Парнаса (между диким прудом и деревянной церковью) и продолжается как лекция о природе и Маршалловых островах. Однако всё время происходящее будет прерываться на разговор жертв безнадёжной любви, которых всё никак не отпускает прошлое.
Привычный туристический формат "прогулки на теплоходе", в этот раз преобразится до неузнаваемости. Спектакль представляет собой совместную работу швейцарского режиссера Мартина Шика и театроведа Анны Ильдатовой – первую театральную адаптацию одной из самых влиятельных книг XX века по архитектуре "Нью-Йорк вне себя" Рема Колхаса. Размышления Колхаса – не об истории зданий, это история идей, образов, эстетических концепций.
Два параллельных ряда стульев, смотрящие друг другу в глаза зрители, невидимый модератор и пачка с анкетами. Впечатление от перформанса прямо пропорционально интенсивности внутренней работы. На вопросы рекомендуют отвечать быстро, анкеты идут одна за другой: угадать базовые характеристики, предположить поведенческие и психографические модели. Ближе к финалу надо ответить мысленно: что подумали про вас, увидеть себя глазами другого. "В конечном итоге, это история про допущения, оценки и предположения, которые, возможно, не отражают реальность, но точно связаны с вами и с тем, как вы воспринимаете окружающий мир", – рассказывают организаторы перформанса.