Пасмурно  −4…−4°C
Вход Добавить на сайт
21 сентября 2017 г. 11:00 2785 Гид по событию Город Культура

Дикие лебеди и "Баржа счастья": гид по выставке-исследованию WATERFRONT

Продолжаем рассказывать о выставке WATERFRONT, которая пройдет на территории Порта "Севкабель" с 21 по 26 сентября. Куратор проекта Дмитрий Пиликин рассказал нам об объектах, которые будут представлены на выставке. Читайте – и получайте еще большее удовольствие от знакомства с работами художников.


 

Сергей Катран. "Рябь на воде"

Рассматривая огромный скульптурный объект "Рябь на воде" вы должны учесть, что видите то, что могли бы услышать. Понятно, что визуальное несовпадение представления о волнах на горизонтальной поверхности моря и вертикального объекта, сложенного как детская пирамида из массивных деталей от кабельных катушек, может вызвать у зрителя некоторый протест. Но тут надо учесть, что художник и не собирался буквально изображать воду, он просто произносит в микрофон фразу "рябь на воде", а затем эта фраза воспроизводится сонографом – техническим устройством для анализа спектра звука как визуальная сонограмма. После чего скульптор, следуя за рисунком частоты и силы обертонов, превращает этот рисунок в монументальную скульптуру. Ну а кто сказал, что идя в обратную сторону, "Давида" Микеланджело или Венеру Милосскую нельзя прочитать и услышать как звук?

Сергей Катран, выставка "Запретное место"

Марина Алексеева. "Угроза"

Марина Алексеева наиболее известна как автор камерных медиа-инсталляций, упакованных в небольшие ящики (aka "кукольные домики") с просмотровым окном, в которое зритель – Гулливер заглядывает снаружи, наблюдая за разворачивающейся внутри драмой в духе коротких рассказов Даниила Хармса. Но более внимательные зрители знают о том, что художница при случае довольно легко переходит к объектам монументального размера. "Угроза", несмотря на свой внушительный размер и зрелищность точно так же связана с бытовыми историями "подсмотренными" в частной жизни. Эта (вдруг возникшая в квартире и вполне похожая на сюрреалистический сон) ОГРОМНАЯ КАПЛЯ – результат случайного совпадения новомодного "натяжного" потолка и банальной протечки от соседей сверху. Это вода, которая неотделима от быта и всегда с нами. Вода, которая за время совместной жизни успела "потолстеть" и приобрести скульптурную форму.

Андрей Люблинский. "Русская семафорная азбука"

Люблинский – "Папа пермских красных человечков", художник, имя которого на слуху и крепко связано с постсоветской трансформацией эстетики городского пространства. Как только некто задумывается о городском фестивале, связанном с public art или урбанистикой, так первым делом вспоминает о Люблинском. И понятно почему.

В каждом из своих проектов художник предлагает структурную эстетическую систему, которая даже через отдельные элементы умудряется победить уныние и депрессию городских районов.

При этом, Люблинский по-настоящему "народный" художник, так как его объекты просты и понятны как взрослым, так и детям. Это конструктор или кубики, в которые нам предлагается играть. И мы, играя, учимся. И учимся, играя. Новый проект состоит из тридцати антропоморфных объектов, по пластике напоминающих ту или иную фигуру (букву) из морской семафорной азбуки. Каждая фигура универсальна и является конструктором, из которого можно собирать другие фигуры в разнообразных позах. Азбука этих поз легко трансформируется в слова, слова во фразы, а фразы в самостоятельный универсальный язык.

Андрей Люблинский, из проекта "Антропоморфные, зооморфные и машинки"

Павел Игнатьев. "Талассократия"

Игнатьев прежде всего – скульптор, причем, скульптор с полным шкафом профессиональных и семейных секретов, успевший, несмотря на относительную молодость, установить несколько памятников в историческом центре Петербурга, а также известный как реставратор и исследователь монументальной скульптуры классицизма. Несмотря на постоянное общение с академической традицией и эстетикой, академизм не поглотил его душу, и Павел так же любит, хорошо знает и ценит современную скульптуру, вступая в диалог с ней в собственных художественных произведениях. Наблюдательность и внимательность к жизни формы – это рабочие будни каждого современного художника и скульптора.

Идея нового объекта вырастает из "найденного материала" – заводских технических труб, которые скульптор разбирает и пересобирает из функциональной конструкции в отвлеченную скульптурную форму. При этом, сама труба как инженерная форма и функция остается внутри идеи. Поэтому и появляется метафора Талассократии – античного, средневекового или современного государства, вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого связана с проливами и островами, морским судоходством и контролем морских пространств. Вода, которая в силу ее важности в жизни человека, сама становится Империей.

Андрей Рудьев. "Жажда"

Рудьев – сценограф по образованию с опытом работы в кино и театре, поэтому в его объектах всегда присутствует объемность мизансцены, и в то же время, условность декорации, которая и не пытается изображать, а лишь только условно обозначает "реальный" мир. Эта условность, впрочем, довольно легко проявляется и в современном городском пейзаже, заполненном разнообразной (и часто довольно нелепой) визуальной рекламой и огромными баннерами, изображающими архитектуру. В этой среде Рудьев чувствует себя как рыба в воде, собирая визуальные парадоксы, наполненные абсурдистским юмором. Но "Жажда" – работа серьезная, это по описанию автора "метафора современных, утилитарных отношений человека с водой и в целом – с природой". Как и в, знакомых каждому петербуржцу, попытках выйти к морю и песчаному пляжу, вы оказываетесь зажаты между двух заборов, которые только притворяются эффектным морским взморьем с водой лазуревого цвета. И, судя по оставленным следам жизнедеятельности и мусору, вы – далеко не первый путешественник, попавший в эту ловушку.

Вероника Рудьева-Рязанцева. "Энергия"

Энергия, вынесенная в заголовок, это, конечно, энергия воды. Это еще одна важная функция, придуманная и разработанная человеком для эксплуатации природного богатства. Гидросфера описывается в форме шара, это водная оболочка Земли, расположенная между атмосферой и земной корой, составленная из совокупности океанов, морей, озер, рек и болот. Это скрытая кинетическая энергия, которая может выглядеть как безмятежная морская гладь, а следующую минуту способна обрушить на берег десятки мегаватт.

Волны, это на самом деле – Ундины, по крайней мере, таков латинский корень этого слова, но мы больше привыкли относиться к ним как к русалкам – мифологическим существам женского пола с рыбьими хвостами, которые иногда выходят из воды и расчесывают волосы, пением и красотой завлекая путников в морскую пучину.

Медитативно текущая вода обладает эффектом релаксации и гипноза, но иногда проплывающие по течению "ундины" напоминают, что надо быть настороже. Основная же визуальная идея строится на борьбе "света против света"  – искусственного света электролампочек против "естественного" света видео, имитирующего природу.

SASHAPASHA (Александра Ротц и Павел Ротц). "Дикие лебеди"

Инсталляция продолжает развитие долгосрочного исследовательского проекта "KANAVA", который был запущен художниками в 2016 году после путешествия по Беломорско-Балтийскому каналу. Выбор северного маршрута связан с трагической историей сталинского ГУЛАГа, "ранами", которые история оставила на географической карте и следами истории, которые до сих пор видны в культурном ландшафте. А также возможностью сравнить приграничные территории, где один и тот же скандинавский ландшафт выглядит по-разному, что заметно сразу же после пересечения границы. Из летнего путешествия по северной Карелии авторы вывозят наиболее частотно встречающийся элемент "украшения" окружающего пространства – лебедей, вырезанных из автомобильных покрышек руками местных умельцев. Как замечают художники:

Все они сделаны по одной схеме, канону и лишь иногда имеют индивидуальные отличия. Это напомнило нам форму бытования сказаний, былин и старин в народной поэзии северной Карелии. Не имея письменности, сказители передавали их из уст в уста, полагаясь лишь на свою память. Лебедь в верованиях северных карел был священной птицей, убивать которую нельзя. Сейчас, когда реки и озера тех времен слились воедино, образовав трассу канала, лебеди исчезают из этих мест. Их сменили резиновые фантомы, а устный былинный пересказ замещается роликами "сделай сам" на Youtube. Пафос первых пятилеток победы человека над природой сменяется запоздалым разочарованием об утерянной красоте этих мест. Естественное замещается искусственным.

Данита Пушкарева. "Магазин упакованного искусства"

Проект, который выглядит как витрина модного бутика, включает в себя институциональную и экологическую критику рекламного дизайна. Огромная индустрия и талант тысяч профессионалов направлены на создание эффектной упаковки, проживающей недолгую жизнь в утилитарном формате "одноразовых объектов".

Современные технологии и материалы способны придать даже тиражной вещи благородный оттенок "объекта искусства", но жизнь этого объекта весьма коротка. После путешествия "магазин-дом" он попадает на свалку и становится частью экологической проблемы.

По идее художника, только "вторичная переработка" этого материала в объекты искусства, способна изменить ситуацию. При этом, на скрытом плане остается заложенный автором провокативный вопрос: "Где тут упаковка искусства и где само искусство?".

Дмитрий Шубин "Wave front"

Шубин работает со звуком в широком диапазоне от дирижирования Санкт-Петербургским импровизационным оркестром и сольных фортепианных концертов до персональных проектов с использованием как акустических, так и электронных источников. В новом проекте огромное пространство цеха бывшего завода разыгрывается как soundscape – звуковой ландшафт. Это специально подготовленная система звуковых элементов, которая сочетает в себе полевые записи звуков волн на Неве, вибрации разводящихся мостов и шум проходящих судов. Затем эти звуки пропускаются с помощью специального вибродинамика через струны рояля и записываются заново, иногда по несколько раз. Таким образом, сами звуки Невы играют музыкальную пьесу на классическом инструменте, и мы можем это услышать.

Александр Морозов. "Баржа Счаcтье"

Постапокалиптические ландшафты – немые свидетели бурной индустриализации и воздействия человека на окружающее пространство.

Идея "Баржи счастья" восходит к истории, связанной с "мрачным гением" петербургского кино – режиссером Алексеем Балабановым.

Важным объектом его последнего фильма стала колокольня Запогостской церкви в деревне Шексна Вологодской области. Деревня была затоплена после строительства Шекснинского водохранилища в 1964 году, от нее осталась лишь торчащая из воды колокольня. Этот образ режиссер и выбрал для съемок картины. Балабанов скончался на 55-м году жизни, работая над новым сценарием, а колокольня обрушилась на сороковой день после смерти режиссера. Естественно, все действия людей, изменившие природный и социальный ландшафт проводились с благими намерениями и ожиданиями будущего счастья. И вот, спустя годы, от этого счастья остался лишь голый скелет идеи – баржи, несущей руины рухнувшей "Колокольни счастья". И, наверное, это и есть лучший памятник благим намерениям и иллюзиям.

"Колокольня счастья" из к/ф Алексея Балабанова "Я тоже хочу"

Александр Морозов. "Коса"

Видеоинсталляция (видеоперформанс), который художник сделал в июле этого года, находясь в Эстонии на небольшом острове Muhu, окруженном водами Балтийского моря. Прошло 26 лет с дня провозглашения независимости Эстонии, но следы советской индустриализации еще можно встретить в ее ландшафтах. Так и на острове Muhu был некогда морской рыболовецкий порт, от которого остались пристань и грузовая балка. Именно в этом месте художник размещает медленно горящий объект, напоминающий весьма грозную, но меланхолично-безучастную механическую косу, продолжающую собирать свою жатву над гладью морской воды. Муху (также известный как Моон, Мухумаа) – это третий по величине остров Эстонии после Сааремаа и Хийумаа входит в состав Моонзундского архипелага Балтийского моря.

Сергей Деникин "Лаборатория живой и мертвой воды"

Свето-теневые, полупрозрачные и наполненные мелкими, но значимыми для художника предметами, инсталляции Сергея Деникина уже давно стали фирменным знаком и слагаемой частью петербургского современного искусства, отвечая, в том числе, и за особую петербургскую экзистенцию, где созерцательность и неторопливость прописаны как черты характера. Деникин не просто инсталлирует предметы в выставочных пространствах, а всегда тщательно и детально обживает их, не упуская мельчайших деталей. Все инсталляции делаются им исключительно по месту как site-specific art.

В новом проекте вы попадаете в некую "лабораторию", которая занимает целый этаж отдельного флигеля. Там вас ждут столы со склянками химической посуды, магниты, органическое стекло, светодиодные лампы и даже водная живность. Про живую и мертвую воду мы читали только в сказках, но я уверен, что Деникин способен ее сделать.

Сергей Филатов. "Гавань"

"Водные артерии" – это многоканальная звуковая инсталляция, в которую надо погрузиться, проведя некоторое время в помещении, где она развернута. Звуковым материалом для данной работы послужили записи, сделанные на гидрофоны в акваториях Санкт-Петербурга, Хельсинки и Копенгагена. Гидрофон (от др.-греч. "вода" и "голос") – это прибор, при помощи которого можно улавливать звуковые волны, порождаемые любым источником звуковых колебаний. Он применяется в гидроакустике для прослушивания подводных звуков и для измерения подводных расстояний. В основе этого прибора – электроакустический преобразователь, чаще всего пьезоэлектрического типа.

Попадая в пространство такого звука, человек обычно испытывает состояние сенсорной депривации – частичную или полную утрату воздействия внешних раздражителей на органы чувств, что приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему.

Короткие периоды сенсорной депривации оказывают расслабляющее воздействие, запуская процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации.

Сергей Филатов. "Батискаф IMO-87"

В 2011 году шведские подводники обнаружили на дне Балтийского моря странный обломок объекта идеально круглой формы диаметром около 60 метров. Его сразу же окрестили "инопланетным кораблем". Лишь позже ученые разъяснили, что это всего лишь обломок скалы вулканического происхождения, необычную форму которого можно объяснить длительным процессом ледниковой обработки камня. Однако, охотники за морскими сокровищами и инопланетными цивилизациями не поверили ученым.

Сергей Филатов представляет исследовательское судно собственной конструкции, задача которого вступить в контакт с затонувшим инопланетным кораблем, который с момента его обнаружения издает определенный набор звуковых колебаний.

Своей задачей он видит разработку возможного языка звуковой коммуникации. В ходе исследований ему удалось выявить аналогичный принцип звуковых генераций в колебаниях металлических объектов под воздействием магнитных полей. Пять дисков, вращаясь на избранных скоростях, создают специальный звуковой язык. Он рождается в результате воздействия магнитного поля на натянутые в вертикальном положении струны. Переменное магнитное поле формируется за счет чередования скорости вращения маховика с неодимовыми магнитами. Управление скоростью вращения мотора постоянного тока осуществляется с помощью контроллера Arduino.

Якоп Ремин "Cloud Residue"

Художник из Копенгагена, который успел в рамках проекта Waterfront побывать в Мурманске и Петербурге, показывает небольшое видео созданное для долгосрочного проекта Сloud computing. Якоп Ремин в своем творчестве использует отсылки к метеорологии, химии редкоземельных элементов, истории создания глобальной системы компьютерных сетей как фрагментам единой, взаимосвязанной истории.

Илья Давыдов и Альбина Нургалеева. "Цифровая антропология"

Исследовательский проект, в котором авторы обрабатывают массив данных из открытых источников (Instagram), используя выборку по геолокации и хештегам, В результате возникает объемный информационный срез городской среды и ее жителей. Каждая фотография, независимо от ее художественной ценности, воспринимается как попытка передать образ города через зрение его жителей, то есть, через то, на что они обращают внимание и фиксируют на фото. Массив материала являет собой "коллективное бессознательное", из которого можно извлечь много разнообразной информации о городе. В данном исследовании, выборка идет по геолокации приближенной к районам выходящим к морскому побережью, то есть, Финскому заливу.

Креативное пространство Порт Севкабель, Выставка-исследование Waterfront
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Помойки Петроградки, феминизм и коммуны: небанальные экскурсии фестиваля Помойки Петроградки, феминизм и коммуны: небанальные экскурсии фестиваля "Открытая карта" С 15 по 16 апреля в городе состоится очередной фестиваль экскурсий "от местных для местных". В этот раз организаторы планируют показать, что происходит в городе сегодня и чем живут современные петербуржцы. Peterburg2 выбрал самые смелые и необычные экскурсии....
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть два билета по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки-Санкт-Петербург от компании ECOLINES.

Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть два билета на новогоднее шоу на воде для всей семьи "Сказка о царе Салтане", которое пройдет с 27 декабря по 7 января в центре водных видов спорта "Невская волна".