Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+


8 марта 2020 г. 19:13

18700

Режиссер Семён Серзин о работе с Хаматовой и Серебренниковым, своем кинодебюте и театре, которого нет

Журналист Peterburg2 пообщался с Семёном Серзиным, узнал о вырезанной сцене из кинофильма «Лето», когда зрители увидят новую картину Серебренникова «Петровы в гриппе» и кто сыграл в кинодебюте молодого петербургского режиссёра.

(Фото со съёмок "Человек из Подольска", автор - Дарья Шумакова)

Семён Серзин – 32-летний выпускник РГИСИ, мастерской В. М. Фильштинского. К 2020 году Семён поставил во множестве городов России и за границей более 30-ти спектаклей, в том числе в Театре им. А. С. Пушкина в Москве, «Приюте комедианта» в Санкт-Петербурге, «Ельцин-центре» в Екатеринбурге, Российском государственном театре драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле и т.д. После работы главным режиссером Этюд-театра, Семён создал независимое театральное объединение «Невидимый театр». Помимо режиссерской деятельности, Серзин снимается в кино и преподает театральное искусство. А в скором времени на экраны выйдет его первый режиссерский кинодебют – «Человек из Подольска».

Напомним, в 2018 году скандально известный режиссер Кирилл Серебренников выпустил свою работу о Ленинградском рок-клубе и Викторе Цое – «Лето», а в 2020 году зрителей ждет новая премьера от худрука Гоголь-Центра – фильм «Петровы в гриппе», главные роли в котором исполнили Чулпан Хаматова и Семён Серзин.

Итак, мы знали тебя, как режиссера постановок в театре, актёра на площадке у Кирилла Серебренникова, а теперь ты снимаешь собственное кино?

Да, мы 29 февраля закончили съемки «Человека из Подольска». Монтаж также был на площадке, сейчас я поеду в Берлин на постановку, и параллельно мы там будем продолжать монтировать.

Изначально «Человек из Подольска» – это дебютная пьеса Дмитрия Данилова. Она рассказывает о человеке, который оказался в необычном отделении полиции, где сотрудники правоохранительных органов ведут с ним философские беседы о любви к жизни и родине: главному герою Коле очень нравится Амстердам, а вот его родной городок Подольск кажется ему никчемным и серым.

 

В 2018 году пьеса Данилова получила премию «Золотая маска». Пьеса стала очень популярной – её ставили не менее чем на 17 площадках России, за границей. Семён Серзин стал одним из тех, кто взял этот материал. Данилов в одном из интервью назвал интерпретацию Серзина одной из самых неожиданных. Спектакль увидела продюсер Наталья Мокрицкая и предложила Семёну снять кино по мотивам пьесы. Министерство культуры выделило на это деньги. Автором сценария стала Юлия Лукшина.

Как ты думаешь, в результате у тебя получилось «фестивальное» кино?

Мне бы очень хотелось, чтобы это было кино для людей. У нас в стране обычно всё делится на «артхаус» и вроде как «кино для всех». Но мне кажется, что есть в России авторское и зрительское кино одновременно. Вот это, я надеюсь, будет моя история. Материал для фильма очень крутой и своевременный.

Ты уже ставил по этой пьесе спектакль – кино будет похоже на то, что ты делал в театре?

Нет, это будет вообще не похоже на то, что было поставлено на сцене. Я очень волновался за этот текст, потому что он очень театральный, а в итоге оказалось, что в кино он еще лучше звучит, потому что в кино нет условностей. И эта, такая, псевдодокументальность дает больше кошмара и юмора. Кино приближает тебя к действительности, и это круче.

Мат будет?

Нет! Там нет ни одного матерного слова. В этом и смысл – в такой картине не может быть ни мата, ни насилия. Суть дела в том, что ты все время этого ждешь, но оно не происходит. История про полицейских – и ты ожидаешь, что они будут бить, пытать, издеваться, а они этого не делают. От этого еще страшнее, на самом деле.

Что можешь сказать о том, кто сыграл у тебя в фильме?

Я взял очень разных людей. Мне кажется, крутой получился кастинг.

(Фото со съёмок "Человек из Подольска", автор - Дарья Шумакова)

Как выбирал?

Со всеми этими людьми я когда-то работал и уже примерно представлял себе, кто будет играть. Я вообще плохо понимаю кастинги, когда к тебе кто-то приходит и за полчаса пытается показать, какой он артист. Мне кажется, что правильное распределение, что в кино, что в спектакле – это 90% успеха. Работа режиссера, наверное, и заключается в том, насколько грамотно ты распределишь позиции. Я вёз из Петербурга артистов для своего кино и не только. Я не знаю, как я убедил продюсеров, ведь это мой дебют, но даже на небольшие эпизоды мы очень долго утверждали людей. В главной роли вообще играет не артист, а музыкант – лидер группы OQJAV Вадик Королев.

А опыт актерский у него есть?

Знаешь, внезапно выяснилось, что есть – я-то думал, что я его открываю, а он такой: «Я уже на Берлинский кинофестиваль ездил». Я так и хотел, чтобы был «замес» – все артисты, а он «не актёр». Потому что там очень сложные задачи даже для актёра по восприятию происходящего. Также в картине заняты два петербургских артиста из «Невидимого театра «: Илья Борисов (более 40 ролей в кино – прим.ред.) и Миша Касапов (также более 40 ролей в кино – прим. ред.). В съемках принимали участие и московские артисты, которые играли в моих спектаклях: Владимир Майзингер (это будет его кинодебют, хотя он давно уже признанный театральный артист) и Виктория Исакова (заслуженная артистка России, лауреат премий «Чайка», «Триумф» и «Золотой орёл» – прим. ред.).

И что, ты действительно получил деньги на свой проект от государства?

Да, мы выиграли питчинг дебютов Минкульта. Правда денег еле хватило, мы многое сокращали и очень быстро всё сняли – за 17 смен всего.

(Фото со съёмок "Человек из Подольска", автор - Дарья Шумакова)

Чем ты вдохновлялся при создании собственной первой кинокартины?

«Петровыми» («Петровы в гриппе», реж. К. Серебренников, 2020 – прим.ред.) я очень вдохновился. Тем более что подготовка к Подольску шла в параллель с моими съемками у Кирилла Семёновича. Это моя единственная школа – я же вообще не кинорежиссер. Я не знаю, как снимать кино. Вот только подглядывал всегда - как что происходит. А вообще мы много чем вдохновлялись с оператором Даней Фомичевым - пересматривали фильмы в попытке разглядеть собственную эстетику. Хочется, конечно, с этим фильмом попасть на «Кинотавр»...

А как же Каннский кинофестиваль? Боишься подавать туда свой фильм?

Нет. Не боюсь, просто мы не успеем. Но я надеюсь - мы поедем туда по другому поводу, с «Петровыми в гриппе».

«Петровы в гриппе» – фильм Кирилла Серебренникова по роману Алексея Сальникова. Кино расскажет историю предновогодних будней обычной семьи из Екатеринбурга: автослесаря Петрова (его сыграл Семён Серзин), его жены (Чулпан Хаматова) и сына. Семейство Петровых по сюжету заболевает гриппом. Это совместный проект России, Франции и Швейцарии. В фильме снялся также известный певец Иван Дорн.

Когда же мы сможем увидеть премьеру?

Я не знаю, знаю только, что её хотели сделать к Каннам в мае. А дальше уже прокат, видимо. Не понятно, какой он будет в России, но слышал, что еще до начала съемок картину купили в 15-ти странах. Ещё до начала съемок! Но не в России. Хотя там ничего такого нет, вообще нет политики – я посмотрел монтаж, правда успел увидеть только половину, но поверь, это очень круто!

Какие впечатления от съёмок?

Съемки закончились 30 декабря. Впечатления очень крутые! Чулпан – отличный партнер по площадке. Как, впрочем, и вся компания артистов.

Было очень много всего. Получая каждый день текст, я вообще не понимал, что будет. Каждый раз мы приходили на площадку, и начинало все как-то закручиваться – не было ни одной нормальной смены, чтобы мы пришли и такие – о, понятно, что мы снимаем и как. Каждый раз это был аттракцион такой.

На «Лете» также было?

Нет, и это созвучно с самим материалом. Ведь «Петровы в гриппе» – это очень «глючный» материал. А «Лето» – другой, очень романтичный, романтизирующий это время, музыку, молодость в большом смысле этого слова.

«Лето» – фильм Кирилла Серебренникова 2018 года. В основе сюжета — история знакомства и отношений молодого Виктора Цоя (Тео Ю), 26-летнего Майка Науменко (Роман Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум), а также становление Ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя. Семён Серзин сыграл в «Лете» директора Лен рок-клуба Николая Михайлова.

(Источник фото: ru.hellomagazine.com, автор: Alexsei Fokin)

Как ты думаешь, точно ли ты сыграл Михайлова?

Я лично у Михайлова не спрашивал, но он приходил на площадку для съемок документальной части «После лета». Вообще, я для этого персонажа ничего специально не создавал, побрился, надел костюм и на площадку вышел. Так совпало, наверное, что я играл человека, который пытался помирить андеграунд с властью – это созвучно с тем, что я пытаюсь сделать в реальной жизни. В том числе со своим «Невидимым театром». Весь мой жизненный опыт был в этой роли – попытаться объяснить людям в пиджаках про искусство. Хотя меня почти никто не узнает в этой роли!

А я тебя не знаю, потому мне было легко отыскать твоего персонажа. Он сильно отличался от той «тусовки», которая представала перед зрителем. Даже когда ты стоял и курил во дворе.

А в итоге вырезали же эту сцену – оставили только на 35 миллиметрах. Мне очень жаль этот эпизод - он как раз говорил всё про моего героя. Сцена была такая: Михайлов, который только что отстаивал музыкантов, выходил, брал стакан портвейна, выпивал его залпом и говорил «Ну вы и звери». И эта сцена объясняла всё. В том числе и то, что он очень переживает за всё происходящее.

Вот у тебя уже несколько проектов с Кириллом Серебренниковым. Как ты думаешь, что он в тебе нашёл?

Может, потому что я не совсем артист? У меня на самом деле нет таких амбиций – стать самым великим актером. Мне никогда не хотелось играть и выпячивать. Просто сошлось – то, что я сыграл в «Петровых», максимум того, что мне хотелось бы «прожить» в роли, в кино.

Мне Таня Долматовская, художник по костюмам, которая работала и на «Лете», и на «Петровых», и вот сейчас у меня в «Подольске», как-то тут сказала: «Понимаешь, нас так мало, что мы должны встать все вместе в маленький кружочек, взяться за руки, и так и держаться». Так и есть – ты находишь своего человека – почему бы не делать с ним вместе разные проекты? Созвучных людей очень мало. То, что делает Серебренников - созвучно со мной. Наверное, и в обратную сторону это работает точно также.

(Фото из личного архива Семёна Серзина, автор - Дарья Шумакова)

А с кем бы ты хотел ещё поработать, с каким режиссёром?

Я бы очень хотел поработать с Евгением Марчелли в театре. Мечтаю сыграть у него в спектакле.

Евгений Марчелли - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Театра им. Фёдора Волкова в Ярославле в 2011-2019 гг. Всего на сценических площадках России поставил около 70 спектаклей. Трижды лауреат премии «Золотая маска».

Ваше плодотворное сотрудничество с Кириллом Серебренников переросло в более постоянное. Недавно Гоголь-Центр объявил, что ты станешь одним из тех, кто поставит у них на площадке свой спектакль – «Красный крест». Что можешь рассказать об этом?

Мы очень давно с Кириллом Семёновичем пытаемся договориться, чтобы я что-то поставил, пока мы договаривались – я снялся у него в двух фильмах (смеется). «Петровых в гриппе» изначально он предлагал мне ставить в театре. Дал книжку, я прочитал и ответил – что не представляю, как эту классную литературу превратить в театр. Теперь вот я, наконец, буду ставить в Гоголь-Центре спектакль по недавно вышедшей книжке Саши Филипенко «Красный крест».

«Красный крест» – роман белорусского писателя Саши Филипенко, созданный им в 2017 году. По сюжету главная героиня, работающая машинисткой в советском наркомате иностранных дел во времена Великой Отечественной войны, получает письмо из Красного Креста – организация предлагает помощь в обмене военнопленными, но Молотов приказывает не отвечать. А, между тем, в списке пленных оказывается муж главной героини.

В одном из интервью ты рассказывал, что вдохновляешься кинематографом для создания различных постановок. Например, для «Смерти Тарелкина» твоим вдохновением стало немое кино. А для «Красного Креста»?

Я пока только прочитал хорошую книжку и решил, что надо её сделать. Эта книга была написана вот-вот, её еще никто не брал в работу. Забавно, что мне предложили в двух театрах её поставить – одновременно. Я тогда ещё подумал – точно надо делать!

С автором встречался?

Нет. Но, надеюсь, встретимся, это же всегда круто - когда можешь встретиться с живым автором!

Кто сыграет в твоем спектакле?

Главную мужскую роль в «Красном кресте» сыграет мой брат Женя Серзин. Кстати, сейчас он снимается в фильме Тимура Бекмамбетова. Также в спектакле будут задействованы артисты Гоголь-центра. Может получится подтянуть кого-то еще из «Невидимого театра» - если будет такая необходимость.

Да, «Невидимый театр»! Как давно вы уже существуете?

В мае будет три года. И на этот раз мы отметим день рождение в Москве первыми большими гастролями. Такой будет мини-фестиваль «Невидимого театра» благодаря усилиям Гоголь-центра и Союзу театральных деятелей. Спектакли будут идти на площадке ГЦ и Боярских палат СТД.

(Фото из личного архива Семёна Серзина, Невидимый театр)

И как тебе в голову пришла идея его создания?

Мне всегда хотелось иметь свой театр. Когда в «Этюд-театре» для меня всё закончилось, какие-то спектакли остались. И играть необходимость осталась. Потом появились новые спектакли. В «Невидимом театре» в основном ставлю я, и еще одну поставку сделала Саша Джунтини. Кстати, она готовит новую премьеру в конце мая (материал пока даже мне не раскрывает).

«Невидимый театр» так потому и называется, потому что у нас нет постоянной площадки, да вообще ничего нет. Периодически очень хочется крышу над головой. Но вообще это принципиальная вещь, мол, нет площадки – нет проблем. Правда, очень сложно составлять репертуар - не имея места при такой загруженности артистов, которые служат во многих театрах Петербурга и Москвы.

(Фото из личного архива Семёна Серзина, Невидимый театр)

Большая труппа, постоянная?

Ну, в принципе, да, постоянная. И мне кажется, что очень большая у нас труппа для такого театра – где-то 35 человек нас. Но это все очень крутые артисты, правда. Я с другими не работаю, просто не умею (смеется). Мне тут недавно Володя Майзингер так сказал: «Я в принципе люблю работать с лучшими». Он говорил про режиссёров, с которыми он сотрудничал: с Серебренниковым, с Марчелли, ну, и про меня, получается, это сказал.

«Невидимый театр» - независимое театральное объединение петербургских и московских актеров, созданное в 2017 году. На подмостках театра ставятся тексты современных драматургов, создаются спектакли-квартирники. Сейчас в репертуаре «Невидимого театра» девять спектаклей. В труппе объединения состоят известные петербургские актеры из таких театров как «Приют Комедианта», «Мастерская», «Театр Дождей» и многие другие. Так, к примеру, в Невидимом театре играет Алексей Ведерников, известный телезрителям по фильму «Батальон» и сериалу «Шулер», и Анна Донченко, сыгравшая главную роль в криминальной драме «Брат за брата, 2».

Всё в Дзене и ВК. Лучшее - в Телеге и E-mail рассылке. Архив - категории: Виктор Цой Звёзды и знаменитости Киноновинки Кинофестиваль Культура Театр


 
Анна Донченко, Семен Серзин, Михаил Касапов, Илья Борисов, Чулпан Хаматова, Серебренников Кирилл Семёнович, Виктор Цой, Тимур Бекмамбетов
Государственный драматический театр Приют комедианта, Театр Дождей, Лето , Министерство культуры Российской Федерации
Статьи по теме
Едим корюшку, слушаем музыку под звездами и смотрим бесплатное кино: как провести выходные 13–15 мая Едим корюшку, слушаем музыку под звездами и смотрим бесплатное кино: как провести выходные 13–15 мая Мультимедийный фестиваль о современном искусстве, концерт группы «Горшенев», гаражная распродажа, а также бесплатные выставки, кинопоказы, экскурсии и многое другое – рассказываем, как провести грядущие выходные в Петербурге максимально насыщенно....
Моя Мишель, Хаски, Рок с симфоническим оркестром и Beat Film Festival: куда пойти в Петербурге с 6 по 12 сентября Моя Мишель, Хаски, Рок с симфоническим оркестром и Beat Film Festival: куда пойти в Петербурге с 6 по 12 сентября На этой неделе слушаем Моя Мишель на крыше Roof Place и Рок с симфоническим оркестром в Севкабель Порту, смотрим документальное кино о новой культуре на фестивале Beat Film Festival, идем на фестиваль классических и кастомных автомобилей и мотоциклов Original Meet и вдохновляемся на выставке «Следы»...
Вячеслав Бутусов, Максим Фадеев, День рождения Барслона и премьера гастрошоу «Любовницы Пикассо»: куда пойти в Петербурге 20 – 26 октября Вячеслав Бутусов, Максим Фадеев, День рождения Барслона и премьера гастрошоу «Любовницы Пикассо»: куда пойти в Петербурге 20 – 26 октября Peterburg2 традиционно делится своей подборкой мероприятий на ближайшую неделю. На этой неделе отмечаем 15-летие Барслона и 40-летие группы Nautilus Pompilius, смотрим премьеру гастрошоу «Любовницы Пикассо» (18+), разогреваемся с Comedy Club и оцениваем авторское кино на фестивале «Послание к человеку»...
«Послание к человеку», «Дягилев. P.S.», Beat Weekend: главные события осени 2023 в Петербурге «Послание к человеку», «Дягилев. P.S.», Beat Weekend: главные события осени 2023 в Петербурге Собрали главные события этого сезона, которые ждем всей редакцией Peterburg2. Среди них – концерты, кинофестивали, спектакли и выставки, которые ни за что нельзя пропустить....
Любуемся мыльными пузырями, поздравляем Брусницына и слушаем Максима Фадеева: куда пойти 27 – 30 октября Любуемся мыльными пузырями, поздравляем Брусницына и слушаем Максима Фадеева: куда пойти 27 – 30 октября На носу – последний октябрьский уик-энд. Как всегда, он будет насыщенным: празднование Хэллоуина, продолжение кинофестиваля «Послание к человеку», юмористические вечеринки, завораживающие спектакли и многое другое. Рассказываем, куда стоит отправиться на выходных....
Поднимаем «Руки вверх!», идем на стендап и едим на скорость: гид по выходным 15-17 июля Поднимаем «Руки вверх!», идем на стендап и едим на скорость: гид по выходным 15-17 июля И снова выходные, на которых нельзя терять ни минуты, ведь запланировано столько интересного! Редакция Peterburg2 вновь обеспечила вас планом: фестивали еды и ретротехники, короткометражек и андеграунда, летние концерты, новые фильмы и спектакли....

Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Дворцовая площадь Дворцовая площадьОбщественное культурно-деловое пространство Севкабель ПортОбщественное культурно-деловое пространство Севкабель ПортГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын


Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю