Классическое искусство мертво – торжественно и монументально. Моментальная фотография напротив – сиюминутна и не нарядна. В сочленении моментального и монументального есть энергия. Подобное взаимодействие по накалу кажется конфликтом, но если присмотреться, то классическое искусство легче дышит от соприкосновения с моментальной фотографией. И момент через призму классики становится объемнее, более отстраненно воспринимается его графическая красота.
Проект Dictionnaire Des Arts выстроен вокруг рифмы фактур, противопоставления пафосов, игры в интерпретации. Его можно рассматривать как визуальную временную петлю, в которой путевые записки только что наступившего смешиваются с историческими артефактами, создавая новый контекст для размышления, коридор, по которому можно прийти в совершенно неожиданное измерение.
Проект родился из мусора. One man’s trash is another man’s treasure. На одной из парижских улиц в пластмассовом контейнере я заметила два толстых переплета – Dictionnaire Des Arts – Словарь Искусств.
Все началось с репродукции картины Теодора Шассерио “Две сестры”. Художник увековечил своих любимых сестер – Адель и Анину. Портрет высоко ценил Дега, а сейчас он украшает коллекцию Лувра. Но меня она привлекла в силу других обстоятельств. За несколько дней до этого, прогуливаясь по каналу Сен-Мартен, я встретила произведение уличного искусства – принт по мотивам “Двух сестер”. Меня потрясло то, какое изящество предавали две хрупкие девы в платьях цвета молодого красного вина облупившейся зеленой стене технической постройки. Эта красота, неожиданно прорезающая повседневность и обыденность – предмет моего любования и извечная тема снимков.
Фотография у меня тогда не получилась – стена оказалась теневой, a вспышка безнадежно исказила цвета. Я отложила её в неизбранное. Но вот прекрасные девы появились снова. И упускать их было нельзя.
Репродукция и моментальная фотография принта на стене каким-то невероятным образом совпали по масштабу. А дальше я листала словарь, разложив на полу снимки, не вошедшие в проекты – кадры, казавшиеся мне композиционно, экспозиционно или идеологически не точными. Trash to trash – ashes to ashes. Парадокс для меня заключался в том, как казалось бы такие разные стихии неожиданно гармонично влились одна в другую. Я люблю в этом проекте все – красота прокралась и на оборотную сторону этих коллажей… Красота непредумышленная, созданная случайно, лишенная усмешки разума. От этого она кажется мне еще более ценной.
С момента моей встречи со Словарем Искусств до представления проекта на суд первых зрителей прошла неделя. Дебют Dictionnaire Des Arts состоялся в ноябре 2014 благодаря фотографическому агентству Picturetank, проводившему в Париже конкурс фотокниг, ранее не издававшихся и зачастую существующих в единственном экземпляре. Picturetank включили книгу Dictionnaire Des Arts в свой шорт лист. По итогам голосования, проводившегося на выставке, книга взяла приз зрительских симпатий. Теперь она в бессрочном туре по Европе, я – в Лос-Анджелесе, а выставка проекта – в Петербурге.