Галерея Anna Nova покажет новые живописные работы молодой художницы Ирины Дрозд. Проект с ироничным названием «Я знаю, что вы делали в 13 лет» рассказывает про воспоминания о детстве, о первой влюбленности и первых сильных «взрослых» эмоциях. Второй этаж галереи на время выставки превратится в подъезд типичного блочного дома в спальном районе, где по стенам будут развешены портреты его обитателей.
«"Я не прощу тебя никогда! Ты мой враг навеки! Чтоб ты сдох, $%#@!" Простая детская жестокость у подростков получает поистине взрослую изощренность. Мир открывается перед ними во всей своей полноте соблазнов и разочарований. Подростки ведут себя иначе - у них меньше, чем у детей, уверенности в своей правоте, но больше эмоций, чем у взрослых. С напускным безразличием вглядываются они в смутное будущее завтрашнего дня. Они уверены, что все уже решено и останется так навсегда, навечно, forever.
"Он в юности перебесился" - говорят сегодня о каком-нибудь успешном бизнесмене, рассматривая его юношеские фото в косухе и нелепых шпорах. А кто-то там, в юности, так и остался, не сумев справиться с тягой к запретному - наркотикам, алкоголю и неосторожным связям. Став жертвой жестокосердия других и собственной беспечности. Юношеский максимализм открывает ток наших жизненных сил на полную мощность, дает волю чувствам. Он призван научить нас невыносимой серьезности бытия, которая именно в юношестве перестает быть призрачной.
Серьезность, неожиданно открывшаяся там, где ее не ждали: эта модальность характерна для последних двух живописных серий Ирины Дрозд. Бесконечно, "парадоксально", по ее словам, серьезными кажутся ей мимолетные пограничные состояния, которые она реконструирует и исследует, будь то на уровне психики или геополитики. В серии "Другое измерение" (2012) она прозревала в туристических ракурсах петербургских фасадов лежащие в основе их энергетики основополагающие структуры инобытия. В новом проекте она делает внешне безупречно красивые картины и рисунки о подростках, которые кричат: "Мне не нужна ваша красота!" Она находит узловые моменты и ситуации, в которых разные по структуре ценности приходят в соприкосновение и порождают уникальный художественный текст. Поэтому в этих работах нет никакого позерства, снисходительной иронии, напускной легкости и ориентированного на арт-рынок бахвальства. Это стопроцентная портретность без всякого стёба.
Под качающий музон, который в каждом новом поколении все равно напоминает аккорды Дэвида Боуи из саундтрека к фильму "Мы дети станции Зоо", подростки забиваются в парадняки, где ограничивают себя свободой постоянного поиска собственной идентичности. Есть ли в новой серии Ирины Дрозд автобиографическое? А важно ли это? Ответ на этот вопрос уведет нас от другого, риторического вопроса, вынесенного в название серии и выставки, от главной темы, существование которой мы не желаем замечать. Которой, говорят, надо просто переболеть. "Перебеситься".
Художник всматривается в скрытые механизмы серьезности нашей жизни. Они всплывают в очерках лиц, в нехитрых татуировках, в клише из кинофильмов, воспринятых с детской простотой и юношеской непосредственностью. В 13 лет восприятие ярко, как никогда после. В этом возрасте мы точно знаем, кто мы и куда мы идем. Но боимся себе в этом признаться.»