С 27 по 31 июля в кинотеатре Аврора покажут ретроспективу фильмов Джима Джармуша.
Джармуш, работающий на территории экспериментального малобюджетного инди-кино, представляет собой ярчайший пример независимого американского кинематографа. Его внимание обращено на пограничные, маргинальные стороны человеческой повседневности, случайные встречи героев, потерявшихся в собственной жизни. Картины Джармуша представляют собой скорее мозаику из характеров и диалогов, чем стройное повествование, но именно отсюда и возникает неповторимое ощущение прорыва к внесоциальной, личной свободе.
Программа:
27 июля в 19:30 Мертвец
Об этом фильме Джармуша было написано больше, чем о каком-нибудь другом: мистическое роуд-муви, метафизический вестерн, модернистская притча - сочетая в себе признаки всех этих жанров и с первых кадров наполненный цитатами из кино, литературы и мировой культуры, «Мертвец» до сих пор остается самым популярным и загадочным фильмом режиссера.
Лучше всего фильм описывает сам Джармуш: «Мне нужна была простая история и такие отношения между двумя парнями из разных культур, которые оба одиноки и потеряны, и по разным причинам совершенно отчуждены от своих культур... Но, в отличие от моих остальных фильмов, такой сюжет попутно сподвиг меня на разработку других тем, которые возникают на периферии фильма: насилие, «пушки», американская история, «гений места», духовность, Уильям Блейк и поэзия, слава, статус вне закона - все те вещи, которые, несомненно, вплетены в ткань фильма». Неспешное, медитативное повествование, гипнотический саундтрек Нила Янга, «инсайдерские» шутки для индейского американского населения и психоделические диалоги по какому-то недоразумению не вызвали на премьере особого восторга. «Мертвец» был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах, и сегодня остается в топе самых популярных фильмов всех времен, являясь бесспорной классикой мирового кинематографа.
Продолжительность: 02:01
28 июля в 19:30 Ночь на Земле
«Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединённых общей темой: город, ночь, такси в пяти городах мира. Пять случайных встреч, великолепный саундтрек от Тома Уэйтса и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша. Истории отличаются по сюжету и интонации - от безумного драйва до пронзительной тишины. Это истории об одиночках, застигнутых где-то в середине их ночного пути – без начала и без конца, все действия происходят внутри кабины такси (за эту ленту оператор Фредерик Элмс был награждён премией «Независимый дух» в 1993 году).
Продолжительность: 02:10
29 июля в 19:30 Таинственный поезд
Скомпонованный из трех новелл, объединенных местом действия – отелем «Аркадия» в Мемфисе, куда прибывают герои, чтобы спорить о рок-н-ролле и призраках, заниматься любовью, слушать Элвиса, участвовать в перестрелке и, наконец, расставшись, пойти каждый своей дорогой. Как обычно, Джармуш выкладывает перед зрителем пасьянс из великолепных актеров и как бы случайно попавших в кадр знаменитостей – в объективе Джармуша они всего лишь проходимцы со старого мемфисского вокзала.
«Таинственный поезд» - первый цветной фильм режиссера и один из наиболее смешных и откровенно комедийных фильмов Джармуша, который принес режиссеру славу одного из величайших независимых мастеров Америки сразу после премьеры фильма на кинофестивале в Нью-Йорке.
Продолжительность: 01:51
30 июля в 19:30 Вне закона
История о трех сокамерниках, задумавших совершить побег. Несмотря на классическую криминальную интригу, фильм Джармуша вовсе не о захватывающих приключениях и преследовании - это меланхоличное повествование, приправленное остроумными и стильными диалогами.
Герои Джармуша – настоящие аутсайдеры, которые отрицают возможность работы с девяти до пяти и даже не пытаются попасть во внутренний круг «своих». «Вне закона» снят как взгляд людей, не планирующих и не загадывающих наперед, действующих согласно любимому принципу Джармуша - «встретились, поговорили и разошлись».
Продолжительность: 01:47
31 июля в 19:30 Более странно, чем в Раю
Малобюджетный фильм в излюбленном Джармушем жанре роуд-муви, ключевой как для формирования его узнаваемой авторской поэтики, так и для всего независимого американского кино. Вилли, Эдди и Ева - эмигранты из Венгрии, каждый из которых мечтает о собственной земле обетованной, будь то Америка (для Евы), Кливленд (для Эдди) или Флорида (для Вилли). Однако, любые попытки вырваться из круга собственной неудовлетворенности жизнью и бесцельного существования оборачиваются неизменным движением по кругу. Отчуждённость делает молодых людей неспособными к подлинному общению, сопереживанию. Стилистическое решение фильма - словно выгоревшая на солнце пленка, долгие планы-эпизоды, естественный звук и свет, почти неподвижная камера Тома ДиЧилло - подчеркивает пустоту, безысходность и цикличность возникающего перед нами под «I Put a Spell On You» мира.
Фильм получился из дипломной работы Джармуша - тридцатиминутной короткометражки о венгерских эмигрантах «Новый мир», развенчивающей миф об образе иммигранта-работяги. Досняв два эпизода, режиссер получил один из лучших фильмов в собственной фильмографии и - сразу же - премию «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале (хотя это был второй фильм режиссера), «Золотого леопарда» в Локарно, специальный приз жюри на фестивале независимого кино «Сандэнс» и приз Национального общества кинокритиков за лучший фильм.
Продолжительность: 01:30