Бельгийские братья Жан-Пьер и Люк Дарденн – одновременно самые титулованные (две «Золотые пальмовые ветви» в Каннах!), влиятельные и скромные режиссеры современной Европы. За фабулами их малобюджетных драм, которые ошибочно принято считать социальными, скрыты глубокие и провокационные притчи. К их угнетенным и одиноким героям невозможно остаться равнодушным, а в игре их актеров нет даже намека на искусственность или фальшь. Их чуткое внимание к вопросам этики столь же революционно, как созданная ими уникальная эстетика. Дарденны – главные звезды кино XXI века, не признающие собственной звездности.
«За спинами наших картин» – дневники о съемочном процессе кинематографа братьев Дарденн. На протяжении двадцати с лишним лет их ведет младший из братьев, обычно отвечающий в дуэте за сценарии, – Люк. Беспрецедентно откровенные размышления о том, что собой представляет кино сегодня, перемежаются с парадоксальными философскими эссе на темы культуры и этики. Это идеальный путеводитель по уникальной вселенной Дарденнов и самоучитель кинорефлексии. Первый полный перевод дневников на русский язык осуществлен Сергеем Козиным. Предисловие, вводящее читателя в мир фильмов Дарденнов, специально для книги написал Антон Долин. Он же записал масштабное интервью с Жаном-Пьером и Люком Дарденн, играющее роль послесловия.
Встреча с Антоном Долиным состоится 18 ноября в 19.00.
Программа:
18 ноября 19:00 Розетта
Фильм-манифест братьев Дарденн, который многие называют лучшим в их карьере. Во всяком случае, их первый оглушительный успех: в 1999-м каннское жюри предпочло каждому из плеяды режиссеров-звезд (Линч, Китано, Альмодовар, Каракс, Гринуэй, Джармуш и т.д.) бельгийских братьев с неброской суровой драмой о девушке, мечтавшей торговать вафлями в уличной палатке. «Розетта» получила «Золотую пальмовую ветвь», сыгравшая там главную роль дебютантка Эмили Декенн – приз за лучшую женскую роль. Радикальная и сухая картина Дарденнов – вовсе не о безработице, а о плате, которую мы готовы отдать за место в социуме. Сами Жан-Пьер и Люк утверждают, что на мысль о сценарии их натолкнуло чтение «Замка» Кафки.
19 ноября 19:40 Неизвестная
Последняя на данный момент драма Дарденнов – своеобразный детектив. Роль сыщика играет молодая врач, не открывшая дверь клиники неизвестной девушке: ведь та постучалась после закрытия. Наутро чернокожую нелегалку без документов обнаружили мертвой на берегу реки. Мучимая чувством вины героиня отправляется на поиски, рассчитывая не на то, чтобы найти убийц, но хотя бы – узнать имя погибшей. Моральная притча с интерактивным финалом, свои выводы о котором должен сделать сам зритель, – еще и шокирующе современное наблюдение за местом мигрантов в современной Европе. Фильм – о том, как можно чувствовать себя виноватым в преступлении, которого не совершал.
20 ноября 19:30 Обещание
Драма, в которой Дарденны впервые сформулировали свой фирменный стиль: малоизвестные актеры, ручная камера, не отпускающая героев, отсутствие закадровой музыки и повышенное внимание к звуковому дизайну. А еще – предельная экономия средств, концентрация эмоций, насыщенность непрекращающегося действия и классическая корнелевская дилемма в основе интриги. Отец и сын (Оливье Гурме и Жереми Ренье с тех пор – постоянные участники практически всех дарденновских картин) зарабатывают на трафике нелегальных мигрантов, но случайная гибель африканца Амиду разделяет их навеки. Сын взял на себя обет – спасти вдову Амиду и его ребенка, чего бы это ни стоило.