Однако июньским утром 2008 года, в 7 часов, Пьяцца дель Пополо была наводнена людьми. Эти ранние пташки в бейсболках и с рациями в руках не были похожи ни на местных, ни на туристов; тележки с камерами, осветительными приборами и прочей техникой, огромные грузовики и генераторы, припаркованные в переулках, тоже внушали подозрения. На самом деле, это была съёмочная группа «Ангелов и демонов», нового фильма Рона Ховарда с Томом Хэнксом в роли гарвардского символога Роберта Лэнгдона, пускающегося в невероятно опасное приключение.
Действие фильма, основанного на бестселлере Дэна Брауна, происходит в Риме и Ватикане. На этот раз отважный Роберт Лэнгдон приходит на помощь Церкви, осаждённой древними и могущественными силами, сторонники которых пойдут на что угодно, даже на убийство, ради достижения своих целей. Обнаружив доказательства возрождения старинного тайного общества иллюминатов, самой могущественной секретной организации в мире, Лэнгдон понимает, что над злейшим врагом тайного общества, Католической церковью, нависла смертельная угроза. Вместе с красивой и решительной женщиной-физиком Витторией Ветра он приезжает в Рим и узнаёт, что уже тикают часы на бомбе, установленной иллюминатами в Ватикане. Лэнгдон и Ветра пускаются в напряжённую, безостановочную охоту в запечатанных лабиринтах, опасных катакомбах, пустых соборах. Цепляясь за последний шанс спасти Ватикан, они идут по 400-летнему следу, сотканному из древних символов и ведущему в самое секретное подземелье планеты.
В первый съёмочный день этот след привёл создателей фильма на древнюю площадь Пьяцца дель Пополо, а затем — и к другим, не менее знаменитым достопримечательностям: на Пьяцца Навона, в Замок святого Ангела, в Ангельскую Библиотеку… и даже далеко на юг, в город Казерта, близ Неаполя.
Для создателей «Ангелов и демонов» римские каникулы начались в разгар туристического сезона. Первый день на Пьяцца дель Пополо задал тон остальным: в ранние утренние часы площадка была более-менее свободна от зевак. По мере того, как поднималось солнце и усиливалась жара, толпы любопытных росли… и смелели. Вскоре полиция отгородила площадь, чтобы восторженные фанаты не лезли в кадр, надеясь попасть в кино. Сальваторе Тотино, оператор-постановщик фильма, родившийся в Америке в семье итальянских эмигрантов, говорит, что «управляемый хаос» пошёл фильму на пользу.
«От туристов в Риме шёл постоянный галдёж, который был нам только на руку. Мы с Роном говорили о том, что фильму надо придать лихорадочную напряжённость: в Ватикане вот-вот взорвётся бомба, наши герои должны вовремя её обезвредить, а мы — передать эту спешку кинематографическими средствами. Мы хотели, чтобы камера постоянно находилась в движении, поэтому отказались от длинных объективов в пользу стедикама и энергичного монтажа», — говорит Тотино.
Неизбежные папарацци всё прибывали… и прибывали… В первый день бесстрашные фотографы подыскали себе тихое, хотя и не вполне подобающее убежище — внутри красивейшей церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Съёмочная площадка, лабиринт из строительных лесов и пластиковых щитов, закрывающих фасад здания, были расположены напротив церкви, так что Санта-Мария-дель-Пополо оказалась идеальным местом для засады. Декорация на съёмочной площадке не зря выглядела очень убедительно: все материалы, включая бетономешалку, предоставили местные строители. Пока киношники готовились к съёмкам, фотографы томились в церкви… Надеемся, что они молились.
Когда Том Хэнкс впервые появился на площадке, вместе со своими коллегами — Айэлет Цурер в роли Виттории Ветра, Стелланом Скарсгердом в роли полковника Рихтера, командира Швейцарской гвардии, и итальянской кинозвездой Пьерфранческо Фавино в роли Эрнесто Оливетти, генерального инспектора полиции Ватикана, — фотографы, как по сигналу, вырвались из церкви. Хэнкс, грациозный, как всегда, приобнял своих партнёров и режиссёра Рона Ховарда, и все они приветственно помахали руками фотографам и фанатам.
В церкви Санта-Мария-дель-Пополо папарацци нашли весьма изысканное временное пристанище. Среди сокровищ, хранящихся в этой церкви — работы четырёх величайших художников Рима: Аннибале Карраччи, Микеланджело Караваджо, Рафаэля Санти и Джанлоренцо Бернини. В том числе — изумительный алтарный образ Карраччи «Вознесение девы Марии» и шедевры Караваджо «Обращение святого Павла» и «Мученичество святого Петра»; впечатляющая скульптура Бернини «Аввакум и ангел», изображающая библейский эпизод, когда ангел за волосы перенёс Аввакума в ров со львами, чтобы тот накормил брошенного туда пророка Даниила; наконец, изящная часовня Киджи работы Рафаэля, где, собственно, и находятся Аввакум с ангелом. Рафаэль спроектировал часовню для своего друга и покровителя Агостино Киджи, а более ста лет спустя Бернини закончил работы уже для своего покровителя, Фабио Киджи. Связь между двумя художниками не случайна: работы Рафаэля и Бернини служат ключами к сюжету «Ангелов и демонов» и указывают путь к разгадке смертельной тайны.
Следующей остановкой для съёмочной группы «Ангелов и демонов» стала расположенная за Пантеоном площадь Пьяцца делла Ротонда, известная также как Площадь Пантеона. Это оживлённое место, заполненное кафе, сувенирными лавками, уличными музыкантами и вездесущими римскими голубями, в дни съёмок бурлило от количества любопытных. Казалось, что съёмки «Ангелов и демонов» стали обязательным пунктом в каждом туристическом маршруте. Впрочем, удивляться тут было нечему: тур под названием «Ангелы и демоны», основанный на романе Дэна Брауна, давно стал процветающим бизнесом в Риме.
Так, «обычный» проход Хэнкса и Цурер по Пьяцца делла Ротонда к ступеням Пантеона собрал сотни зрителей, которые беззастенчиво повернулись спинами к древнему римскому храму и выстроились на его портике, чтобы понаблюдать за съёмками и сфотографировать актёров. Все участники съёмок моментально стали звёздами сервиса YouTube. Вокруг царил такой хаос, что в какой-то момент, в перерыве между дублями, на площади появилась свадебная процессия. Оказалось, что жених и невеста договорились пожениться у Пантеона, но заблудились на съёмочной площадке. Том Хэнкс, как настоящий рыцарь, помог невесте и её отцу найти дорогу к Пантеону и провёл их сквозь нагромождения камер и осветительных приборов.
Но даже без кинозвёзд и съёмочной эйфории Пантеон — это чудо. По-гречески «пантеон» означает «храм всех богов». Таким его и построил полководец Марк Агриппа в 27 г. до н.э. после битвы при Акциуме. Император Домициан перестроил его после пожара, но беда вновь постигла Пантеон, когда в него ударила молния. Наконец, во II веке н.э. император Адриан выстроил его заново в том виде, в каком он существует и поныне. В 609 году папа римский Бонифаций IVXIV веке его использовали как крепость и птичий рынок! В XVII веке папа римский Урбан VIII приказал переплавить бронзовый потолок Пантеона на пушки для Замка святого Ангела и на купол собора Святого Петра. С точки зрения архитектуры Пантеон — это тщательно рассчитанное противоречие. Это сфера внутри цилиндра с классической прямоугольной галереей из 16 массивных колонн. Огромный купол Пантеона — выдающееся достижение: его высота равна почти 44 м, таков же диаметр круга в его основании. Внутреннюю поверхность купола украшают притопленные декоративные панели; ближе к верхушке их размеры уменьшаются. В центре купола расположен окулус — единственное отверстие, пропускающее солнечный свет. переосвятил храм, ранее посвящённый римским богам, и Пантеон превратился в католическую Церковь Всех Мучеников.Рядом с Пантеоном находится Пьяцца Навона. Съёмочная группа задержалась там ненадолго, хотя именно на этой площади находится ещё одна очень важная достопримечательность. Посередине площади расположена великолепная работа Бернини: Фонтан четырёх рек, играющий большую роль в сюжете «Ангелов и демонов». Фигуры, образующие фонтан, изображают Дунай, Ганг, Ла-Плату и Нил, символизировавшие в то время четыре континента. К сожалению, фонтан был покрыт строительными лесами, и снимать его для фильма оказалось невозможно.
Одна из сложностей работы в Риме — то, что он всегда на реконструкции. Мы надеялись снять настоящий Фонтан четырёх рек Бернини на настоящей пьяцца Навона, ну и конечно, оказавшись там, мы увидели, что фонтан закрыт лесами. Шла тщательная реконструкция, которая должна была занять не один месяц, поэтому о съёмках не могло быть и речи», — рассказывает художник-постановщик Аллан Кэмерон.
Выход был найден: команда Кэмерона воссоздала скульптуру и всю Пьяцца Навона в Лос-Анджелесе. На самом деле, все упомянутые выше объекты, а также фрагменты самого Ватикана, были выстроены заново в Лос-Анджелесе, в павильонах студии «Sony» в Калвер-сити, штат Калифорния, и на парковке гоночного трека в Голливудском парке. Первой декорацией, построенной в Голливудском парке, стала площадь Святого Петра. Она выросла прямо напротив единственного в южной Калифорнии крупного здания, построенного в античном стиле — Лос-Анджелесского Форума, концертного зала, спроектированного по итальянским образцам. Но это уже совсем другая история.