Государственный Музей-памятник «Исаакиевский собор» – Музей четырех соборов – это четыре выдающихся памятника зодчества разных эпох и стилей: Смольный собор, Храм Спаса на Крови, Сампсониевский собор, Исаакиевский собор. Все четыре собора – это еще и концертные площадки, каждая из которых по-своему уникальна.
Абонемент «Соборное кольцо. Музыка четырёх соборов» включает четыре концерта и интересен как поклонникам хоровой музыки, так и широкому кругу почитателей искусства. Возвышенное звучание хоровой музыки в сочетании с живописью, мозаикой, благородной красотой архитектуры подарит слушателям незабываемое впечатление. В программе абонемента – классические хоровые и вокально-симфонические произведения. Многие из них были созданы для исполнения в храме, но сегодня звучат преимущественно в концертных залах. Слушатели абонементных концертов услышат эту великую музыку в аутентичной среде – в четырех соборах, с их уникальной акустикой.
17 января состоится четвертый концерт абонемента «Соборное кольцо. Музыка четырёх соборов». Под сводами Сампсониевского собора прозвучит «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Произведение, созданное для исполнения в храме, будет исполнено в аутентичной среде.
Премьера «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова состоялась 10 марта 1915 г. в Большом зале Дворянского собрания (Москва) в исполнении Синодального хора под управлением Н.М. Данилина. Опыт сочинения в жанре духовной музыки у Рахманинова к тому времени уже имелся. В 1910 году была написана музыка к Литургии Иоанна Златоуста. В советские времена упоминание этого произведения в печати было возможно только в безымянном варианте – Соч. 37. Долгие годы его вообще не исполняли. Сегодня «Всенощная» звучит часто, но, как правило, в концертных залах. В храмах она не прижилась из-за сложности собственно исполнительских задач и эмоциональной температуры, слишком высокой для сопровождения церковного обряда. Вместе с тем, эта «монументальная хоровая симфония», шедевр полифонического мышления (число голосов достигает двенадцати) создана в полном соответствии с богослужебной традицией.
«Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, как и все хоровые произведения в концертах этого абонемента, исполняет Камерный хор Смольного собора, один из лучших российских хоровых коллективов, с огромным успехом выступающий в Петербурге, в других городах России и за рубежом. Обширный репертуар хора поражает стилевым разнообразием, жанровой многогранностью, а исполнительский уровень – поистине безграничными возможностями. В вокальной манере хора европейская легкость и графичность голосоведения органично сочетается с исконно русской насыщенностью тембра. Камерный хор был создан в 1991 году. Со дня основания его руководителями были Станислав Легков, Андрей Петренко и Эдуард Кротман. С 2004 г. главным дирижером и художественным руководителем хора является заслуженный артист России Владимир БЕГЛЕЦОВ. С хором сотрудничали крупнейшие российские и зарубежные музыканты, такие, как Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие. Известный далеко за пределами России коллектив – непременный участник концертов и абонементных программ всех четырех храмов, входящих в Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Духовная музыка русских композиторов является украшением репертуара Камерного хора Смольного собора, который внёс огромный вклад в возрождение и развитие традиций исполнения русской духовной музыки.
Сампсониевский собор – старейший в городе, он заложен Петром I в ознаменование победы в Полтавской битве. Главным украшением храма является уникальный деревянный барочный иконостас, а в стенах собора хранится бесценная коллекция икон, относящихся к первой половине XVIII века, в том числе такие реликвии, как «Лицевые святцы» (это самые большие иконы подобного рода в Санкт-Петербурге). Собор славится также своей редкостной акустикой.