22 мая фестиваль reMusik предоставит петербургским меломанам разнообразную программу.
В 12 часов в Санкт-Петербургской консерватории состоится Круглый стол с приглашенными гостями фестиваля - российскими композиторами Владимиром Ранневым, Сергеем Невским, Мариной Хорьковой и Дмитрием Курляндским.
В 16 часов поклонники творчества Дмитрия Курляндского смогут посетить концерт и творческую встречу с ним в Медиатеке Новой сцены Александринского театра. Здесь прозвучит сочинение композитора «Карты несуществующих городов. Санкт-Петербург» для скрипки соло (2015). Посвящается Владиславу Песину. Исполняет Владислав ПЕСИН.
«Пьеса является частью цикла «Карты несуществующих городов» для различных инструментальных составов. Это попытка создания внутренней географии, топографии, внутреннего внешнего мира. У нас у всех особые, уникальные отношения с внешним миром. По-своему, мы создаем, конструируем его в соответствии с собственными ожиданиями и предпочтениями. Мне всегда казалось, что процесс восприятия похож на всматривание в темноту – по мере того, как глаза привыкают к темноте, очертания предметов проявляются в пространстве. И нам не дано узнать, реальные или воображаемые эти новорожденные предметы. Графическая партитура пьесы ставит музыканта в ситуацию поиска, блуждая от одного звукового объекта к другому, музыкант создает уникальную траекторию прохождения материала», - Дмитрий Курляндский.
Пьеса является частью цикла «Карты несуществующих городов» для различных инструментальных составов. Это попытка создания внутренней географии, топографии, внутреннего внешнего мира. У нас у всех особые, уникальные отношения с внешним миром. По-своему, мы создаем, конструируем его в соответствии с собственными ожиданиями и предпочтениями. Мне всегда казалось, что процесс восприятия похож на всматривание в темноту – по мере того, как глаза привыкают к темноте, очертания предметов проявляются в пространстве. И нам не дано узнать, реальные или воображаемые эти новорожденные предметы. Графическая партитура пьесы ставит музыканта в ситуацию поиска, блуждая от одного звукового объекта к другому, музыкант создает уникальную траекторию прохождения материала.
Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру у Леонида Бобылева. Принимал участие в мастер-классах многих российских и зарубежных композиторов. Сочинения были отмечены на конкурсах в России, Франции, Англии. В 2003 году стал победителем международного конкурса Гаудеамус в Голландии. Победитель Gianni Bergamo Classic Music Award 2010 в Швейцарии. В 2008 – гость Берлинской программы для деятелей искусств. В 2010 – композитор ансамбля 2Е2М (Франция). Победитель конкурса на оперное сочинение Иоганна Йозефа Фукса в Австрии 2011.
Музыка Дмитрия Курляндского регулярно звучит в концертах и на фестивалях, включая Donaueschingen, MaerzMusik, Venice biennale, Musica Strasbourg, Huddersfield, Athens festival, Archipel (Женева), Transart, Klangspuren Schwaz, Elektra Montreal, ISCM WMD, Warsaw Autumn, Территория и многие другие. Его музыка транслируется на радио во всем мире, программы-портреты на France Musique, Deutschlandradio Kultur, RBB, Radionova (Норвегия), CKUT (Канада). Дмитрий Курляндский сотрудничал с такими дирижерами, как Теодор Курентзис, Федор Леднев, Райнберт де Леу, Роланд Клуттиг, Пьер Рулье, Юрьен Хемпел, Джорджио Бернаскони и др. Среди исполнителей – оркестры SWR, MusicAeterna, J.Futura, Московский симфонический оркестр, Оркестр Свердловской филармонии и др., ансамбли KlangForum Wien, ASKO и Schoenberg, InterContemporain, 2E2M, L’Itineraire, Contrechamps, KNM, Aleph, Slagwerkgroep den Haag, Champ d’action, Kairos quartet, Sonar quartet, Московский Ансамбль Современной Музыки, eNsemble, Студя Новой Музыки, Татьяна Гринденко и Опус Пост и многие другие. Дмитрий Курляндский получал заказы от многих Российских и европейских фестивалей, ансамблей и фондов. Сочинения издаются Editions Jobert.
Основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке – Трибуна Современной Музыки (2005-2009). Один из основателей группы композиторов Сопротивление Материала (СоМа). Член союза композиторов России. Художественный руководитель Международной академии Московского Ансамбля Современной Музыки в городе Чайковском.
В 19 часов в Малом зале петербургской филармонии состоится концерт швейцарского ансамбля PROTON BERN. В программе: Михал Р. МАГГЛИ (*1991) - DICKdünnII (2014), Сергей НЕВСКИЙ (*1972) - Freeze frame (2014), Тобиас КРИБС (*1993) - primum mobile (2014), Жерар ЦИНСТАГ (*1941) - Tempor (1991-92), Самуэль АНДРЕЕВ (*1981) - La pendule de profil (2007-10), Марина ХОРЬКОВА(*1981) - ALEPH (2012). Дирижер – Маттиас КУН.
Ансамбль солистов — это классический инструментальный состав, получивший широкое распространение в двадцатом веке. Такие коллективы как Ensemble Intercontemporain, Ensemble Modern или Klangforum Wien получили всемирную известность не только как первые исполнители многих сочинений современников, но и как учреждения, способствующие написанию новых произведений. Создавая условия для работы композиторов, эти ансамбли не теряют чуткости и мобильности. Присущий сольному и камерному музицированию индивидуальный подход к совместной работе с композитором и слушателем предполагает постоянный поиск новых художественных решений, а также свежий, актуальный взгляд на интерпретацию уже существующих произведений. Ансамбль
Proton Bern представляет сочинения для ансамбля солистов, созданные композиторами разных поколений, чей творческий путь сформировался (или формируется) в различных культурно-социальных контекстах. Пьесы молодых швейцарских авторов Михаль Муггли и Томаса Кребса соседствуют в программе с сочинениями российских композиторов Марины Хорьковой и Сергея Невского, а также канадца Самюэля Андреева. Произведение франко-швейцарского композитора Жерара Цинстага „Tempor“, написанное более двадцати лет назад и неоднократно исполнявшееся в России, представляет собой образец лаконичности высказывания, при котором каждое исполнение может стать открытием еще одного смыслового слоя музыкальной ткани.
Суббота 23 мая на фестивале новой музыки reMusik богата событиями: в 11 часов в Санкт-Петербургской консерватории состоится научная конференция «Проблемы анализа современной музыки», а в 20 часов в концертном зале Яани Кирик выступят швейцарский ансамбль BATIDA и российский аккордеонист Сергей ЧИРКОВ.
В центре дискуссии «Проблемы анализа современной музыки» – вопросы создания музыкальных произведений и их осмысления в начале XXI века. Изобретение и применение композиторами новых музыкальных техник приводит к обновлению аналитических методик. Этот сам по себе интересный вопрос, однако, не является исчерпывающим, поскольку в реальную музыкальную композицию проникает многое из того, что не связано прямо с декларируемыми намерениями их авторов. Анализ современной музыки – увлекательный процесс, основанный на взаимодействии универсальных и специальных подходов. Эта задача всегда связана с известным творческим вызовом. А ее решение способно оказать обратное влияние — влияние теоретической мысли на композиторское творчество.
Ансамбль BATIDA в программе «Фортепиано и рюкзак» объединил сочинения современных авторов, охватывающие период с 1976 по 2014 год: Дитер АММАН (*1962): - Взгляд на традиции (РП / 1995), Сергей КИМ (*1987) - Рюкзак для троих (МП / 2014), Го ВАНГДЖИНГ (*1956) - Drama N°6 (РП / 1995), Юрий АКБАЛЬКАН (*1986) - Rose (МП / 2014), Терри Де МЕЙ (*1956) - Silence must be (РП / 2002), Азиза САДЫКОВА (*1978 - Янв 1925, дневниковая запись Д.Хармса, С-Петербург (МП / 2014), Брайс КАТРИН (*1981) - Galina Ivanovna Ustvolskaya (РП / 2014), Джон КЕЙДЖ (1912-1992) - Branches (РП / 1976), Кевин ЖУЙЕРРА (*1987) - Gawa II, Luz (РП / 2013), Антуан БОЙГЕР (* 1955) - Несколько поэтических размышлений о чем-то другом (2012).
При всем разнообразии инструментария ансамбля Batida в программе концерта «Фортепиано и Рюкзак» из привычных инструментов на сцене будет находиться лишь фортепиано, впрочем это не значит, что на нем будет играть только один исполнитель. Остальные инструменты, а ими будут не только ударные, но и так называемые объекты, предметы живой и неживой природы исполнителям придется подчас в прямом смысле «доставать из рюкзака». Традиционные формы музицирования, такие как игра на фортепиано в четыре руки превращаются в не вполне обычное исполнение в шесть рук на аккордеоне, который, разумеется, также является предметом из рюкзака. Элементы внемузыкальных жанров и перформанса становятся логичными вариантами ответов на вопрос о коммуникативной сущности искусства вообще и музыки в частности. Сочинения Сергея Кима, Азизы Садыковой, Юрия Акбалькана и Бриса Катрена были написаны специально для этого проекта и прозвучат впервые.
Ансамбль Batida – молодой и динамичный коллектив, состоящий из пяти музыкантов, объединенных стремлением к исполнению лучших образцов современной музыки был создан в 2009 году. Открытый для любых творческих экспериментов, в том числе мультидисциплинарных проектов, ансамбль активно работает с композиторами, хореографами, актерами. Результатом такого сотрудничества стали спектакли и перформансы совместно с Йенсом ван Даэле (Бельгия), участие в открытии фестиваля современного танца JOMBA (ЮАР), голландско-швейцарский проект “Spring Tide”, спектакль “Haiku” с театральной компанией Luciole Ecarlate, исполнение сочинения Мартина Маталона на фестивале “Les Mardins Musicaux” в г. Церньер (Швейцария). Ансамбль награжден премией на конкурсе современной музыки Nicati (Берн, 2013). Выступления коллектива транслировались Радио немецкой Швейцарии.