Переложения скрипичных концертов Вивальди — как и его последователей — зачастую воспринимаются как одна из «визитных карточек» баховского органного стиля; в то же время сама её идея была весьма новаторской для своего времени, максимально неожиданной в органном контексте. Идиоматика итальянского концерта, с его характерным типом движения и постоянным чередованием состязающихся оркестровых групп, изначально была несвойственна органной музыке. Бах, наравне с его старшим коллегой Иоганном Вальтером, одним из первых перенëс её на органную почву, создав определённый импульс для новых горизонтов развития. В токкате и фуге BWV 538 мы наглядно видим плоды этого импульса: постоянное чередование звучания главного и побочного мануалов в токкате построено по принципу итальянского концерта. С ней «рифмуется» сосредоточенная и собранная фуга, вызывающая ассоциации с иной гранью итальянского стиля — полифоническим письмом Фрескобальди и его современников. Универсальный тематизм Баха, позволявший ему поручать один и тот же музыкальный материал совершенно разным инструментам, — феномен, ставший возможным благодаря ключевым принципам построения барочного музыкального высказывания — общим для всех инструментов. Знаменитая Ария из BWV 1068, в оригинале порученная солирующей скрипке с её мягким, певучим тембром, в то же время далека от идеи «мелодии широкого дыхания»: её структурированная, риторичная линия насыщена множеством мотивов, напоминающих внимательному слушателю типичные фигуры из барочной орнаментики.
Исполнитель: Наталья Михайлова (орган)
В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1 Синфония № 15 си минор, BWV 801 Иоганн Готфрид Вальтер (1864–1748) Концерт для органа си минор, LV 133 Allegro Adagio Allegro Иоганн Себастьян Бах Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло) Концерт соль мажор, BWV 592а (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) Tempo giusto Grave Presto Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068 Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди) Allegro (Tempo giusto) Adagio Allegro