В программе концерта класса профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого и студентов его органного класса - сочинения И.С. Баха и трёх композиторов рубежа XIX и XX веков: Л. Вьерна, М. Регера и М. Дюпре.
Фантазия соль минор была сочинена Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга. Прелюдия и фуга ми минор Баха поражает масштабом и силой воздействия. Это произведение - как огромная драматичная музыкальная фреска со множеством деталей. Тяжёлые аккорды и декламационные мотивы сочетаются со стремительными пассажами, лёгкие «токкатные» эпизоды оттеняют общее трагическое настроение. Знаменитая хроматическая тема фуги со скрытым двухголосием вырастает как из зерна, из одной ноты. Она полна боли и страдания. Сочинение требует от исполнителя не только совершенного технического мастерства, но и огромного эмоционального напряжения. Инструмент подобен оркестру, выступая в разнообразной палитре красок и образов.
Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей - С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта - три части из Симфонии № 3 фа-диез минор Вьерна.
Творчество немецкого романтика М. Регера - яркая и значительная часть в истории органного искусства. Как и Вьерн, композитор создавал произведения для нового типа инструмента - симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Он является автором множества органных опусов, написанных как в барочных, так и в романтических жанровых традициях. Прозвучит грандиозная Хоральная фантазия «Аллилуйя, слава Богу».
М. Дюпре - выдающийся французский органист-импровизатор и композитор XX века. Он учился в Парижской консерватории у А. Гильмана и Ш.-М. Видора, а его учеником был О. Мессиан. Композиторское наследие Дюпре включает 65 опусов в различных жанрах. Большую часть из них составляют органные сочинения. Из них чаще всего исполняются произведения, относящиеся к раннему периоду творчества - например, Три прелюдии и фуги, ор.7, написанные в 1912 году. Интересно, что долгое время первую и третью из них не мог исполнить никто, кроме самого автора. Не менее сложны и другие сочинения Дюпре. В программе концерта прозвучит Cantabile из Сюиты, op.39.
Цикл «24 пьесы в фантастическом стиле» был написан Вьерном в 1926-1927 годах. В завершение концерта в исполнении руководителя органного класса профессора Даниэля Зарецкого прозвучит одно из самых популярных сочинений композитора из этого цикла - «Вестминстерские колокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Композитор мастерски сумел передать в ней колокольный перезвон.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Луи Вьерн (1870-1937)
Cantilène и Final из Симфонии для органа №3 фа-диез минор, op.28
Исп. Мария Коронова
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Луи Вьерн
Allegro из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, ор.28
Исп. Виталия Котова
Марсель Дюпре (1886-1971)
Cantabile из Сюиты, op.39
Макс Регер (1873-1916)
Хоральная фантазия «Halleluja! Gott zu loben» («Аллилуйя, слава Богу»), op.52 № 3
Исп. Елизавета Толмасова
Луи Вьерн
«Вестминстерские колокола» из «24 пьес-фантазий», op.54 № 6
Исп. Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий
Заслуженный артист России
ДАНИЭЛЬ ЗАРЕЦКИЙ
и его ученики:
Лауреаты международных конкурсов
МАРИЯ КОРОНОВА
ВИТАЛИЯ КОТОВА
ЕЛИЗАВЕТА ТОЛМАСОВА
(орган, Санкт-Петербург)