Екатерина Маришкина исполнит монографическую программу из сочинений крупнейшего музыканта эпохи барокко — Иоганна Себастьяна Баха.
Произведения представят основные типы музыкального мышления той эпохи: концертный, вариационный, импровизационный и полифонический.
Концертный тип мышления, сложившийся в Италии, основан на чередовании, сопоставлении и игровом взаимодействии двух звучностей: tutti («все», большая звучность) и soli (солист(ы), малая звучность). Ярче всего данный принцип воплощается в концертах, известных современному слушателю по многочисленным сочинениям Антонио Вивальди. И.С. Бах хорошо знал и высоко ценил музыку своего итальянского коллеги. Одним из достижений Баха стало перенесение концертного принципа с оркестра на клавир. Вершиной этого процесса стал знаменитый Итальянский концерт для клавесина. Одной из вех этого пути стали органные транскрипции концертов других композиторов. В концерте прозвучит один из трех концертов Вивальди, переложенных Бахом для короля инструментов.
Вариации, представляющие второй тип композиторского мышления эпохи барокко, в Германии были представлены преимущественно жанром хоральных вариаций. Примечательно, что в творчестве Баха из более полутора сотен органных обработок протестантских хоралов всего семь вариационных циклов. На концерте Е. Маришкина исполнит вариации на хорал «Ach, was soll ich Sünder machen» («Ах, что я, грешник, должен делать»).
Импровизационный тип мышления связан с небывалым ростом исполнительских возможностей инструментов, что породило особый тип музицирования — прелюдирование (импровизация, на органе обычно предваряющая богослужения и другие мероприятия в церкви). Со временем сиюминутные импровизации постепенно стали фиксироваться на бумаге и породили систему особых, свободных (не связанных с хоралом) жанров — прелюдии, фантазии, токкаты.
Роскошному богатству органной фактуры и неистощимому разнообразию свободных жанров противопоставлялся четвертый тип мышления — полифонический. Многоголосие церковной музыки с многовековой историей, подчиненное строгим правилам контрапункта, постепенно проникало и в инструментальную музыку. В недрах органных фантазий, токкат и ричеркаров постепенно родилась новая, высшая форма инструментальной музыки барокко — фуга. Именно Бах утвердил особый цикл, выражающий иерархию жанров своего времени, в котором фуге предшествует свободное произведение импровизационного характера. Два таких цикла обрамляют программу концерта: Фантазия и фуга соль минор, BWV 542, и Токката и фуга ре минор, BWV 538.
Интересным «гибридом» вариационного и полифонического типов является известная Пассакалия и фуга до минор. Сначала тема, частично заимствованная Бахом у старшего французского современника А. Резона, развивается в форме вариаций на неизменный бас (Пассакалия), после чего та же тема становится основой для двойной фуги.
Так в одном концерте слушатели смогут окунуться в многогранный мир инструментальной музыки барокко.