Великое советское кино, убитое и оклеветанное перестройкой, - завораживающая Атлантида, о которой мы практически ничего не знаем. Его цветущая, загадочная, трагическая сложность сведена или к набору телевизионных хитов, прекрасных, но уже невыносимых, или к тоскливому «арт-хаусному» набору.
За их пределами остаются многие сотни шедевров, странных и эксцентричных фильмов, в конце концов, просто удивительных курьезов. Грузинский троцкист Котэ Микаберидзе еще в конце 1920-х («Моя бабушка») предвосхитил находки Бунюэля и Шванкмайера. Имя Александра Медведкина дали своей группе французские левые радикалы 1960-х во главе с Крисом Маркером. В Италии боготворят как отца неореализма Марка Донского. Каннский фестиваль чествовал мастеров историко-революционной темы Самсона Самсонова («Оптимистическая трагедия») и Сергея Юткевича («Ленин в Польше»).
Советский нуар, советский спагетти-вестерн, советское кино «морального беспокойства», советская «новая волна»... Эти фильмы до сих пор смотрятся так, словно сняты сегодня. Потому что в них есть качество, начисто утраченное современным кино во всем мире: непредсказуемость.
На встречах в Social Club Михаил Трофименков показывает раритетные ленты советского кинематографа, рассказывает о них и объясняет, чем тот или иной фильм интересен, сложен и ни в коем случае не должен быть забыт.
Михаил Трофименков – кинокритик, член редколлегии издательства «Сеанс», кинообозреватель газеты «КоммерсантЪ» и писатель, автор книги о Сергее Бодрове-младшем «Сергей Бодров. Последний герой» и фундаментальных трудов по истории кино. Кроме того, Трофименков — ученый, имеет кандидатскую степень по искусствоведчеству и является директором международных программ фестиваля «Кинотавр», часто состоит в жюри многих европейских кинофестивалей.