Дислексия – специфические расстройства чтения, письма и счета. Дети с дислексией по-другому воспринимают информацию: зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы. Эта особенность восприятия информации, которая может сочетаться с нормальным и высоким интеллектом, хорошим образным мышлением и способностью к нестандартным решениям. Но для получения полноценного образования и реализации своих талантов детям с дислексией нужна помощь: своевременная диагностика у специалистов, занятия с логопедом и психологом, длительная поддержка на протяжении всего школьного обучения. Как правило, речевое развитие таких детей происходит с запозданием. Им тяжело научиться читать и понимать прочитанное так же быстро как сверстникам, они делают много ошибок в письме. Дети с дислексией быстро утомляются, у них могут быть проблемы с развитием мелкой моторики, с восприятием пространства. Из-за школьных трудностей детям с дислексией бывает сложно налаживать социальные контакты и комфортно общаться. Люди с дислексией нередко имеют интеллект выше среднего и могут обладать яркими талантами, среди них много ученых, политиков, бизнесменов, писателей, художников: Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Уинстон Черчилль, Энтони Хопкинс и Стив Джобс и имели подобные проблемы с обучением.
Низкая осведомленность россиян о проблемах дислексии создает риски неоказания своевременной помощи детям и приводит к социальной дезадаптации и упущенным возможностям. В то же время, при создании для таких детей адекватных условий обучения – дополнительного времени для выполнения заданий, иной шкалы оценок и занятий со специалистами психолого-педагогического сопровождения – они способны освоить школьную программу наравне со сверстниками. Среди таких людей, как показывает практика, очень много талантливых людей и даже гениев.
В России активную помощь детям с дислексией и их родителям оказывает Ассоциация родителей и детей с дислексией. Основатель и учредитель Ассоциации – Мария Пиотровская.
«Государственный Эрмитаж не случайно выбран площадкой для Недели осведомленности о дислексии в России. В 2017 году мы подписали соглашение о сотрудничестве. Эрмитаж – символ российской культуры. А что такое культура в ее изначальном, глобальном смысле этого слова? Культура – это система ценностей: материальных, духовных, социальных. И в этой системе права детей и развитие образования должны априори стоять на первом месте», – объясняет основатель Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Пиотровская.
Ассоциация родителей и детей с дислексией – инициативная группа деятелей культуры, науки и бизнеса, объединившаяся с целью поиска системных решений проблем детей и подростков, испытывающих трудности обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия и др), разработки научно-практической базы для работы со школьниками и студентами, испытывающими сложности в обучении, поиска и поддержки талантливых детей с особенностями восприятия (дислексией).
Ассоциация родителей и детей с дислексией совместно с независимым исследовательским агентством MAGRAM Market Research, при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» и Министерства просвещения РФ, провели исследование уровня восприятия в обществе проблем и рисков речевого развития у детей, в котором приняли участие порядка 35 тысяч респондентов по всей России. Представление результатов исследований пройдет в рамках Недели осведомленности о дислексии.
«Количество детей с дислексией в России и мире ежегодно растет, поэтому не обращать внимания на эту проблему нельзя. Нужно также понимать, что любая социальная проблема не может быть решена, пока она достаточно не изучена. Поэтому рассказывать о дислексии важно, чтобы общество понимало, что причины неуспеваемости или иных сложностей в процессе обучения ребенка могут быть связаны с его особенностями. Но это не помешает детям достичь успехов в будущем. Зачастую дислектики – очень одаренные и талантливые, но из-за общих стандартов системы образования они оказываются в числе отстающих. Главное здесь – не упустить момент и как можно раньше заметить особенности ребенка, найти подход и помочь ему адаптироваться и раскрыться», – констатирует директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева.
Международная неделя осведомленности о дислексии проходит в России впервые.
С 5 по 12 октября 2019 года в Главном штабе будут организованы семинары и мастер-классы, презентации и паблик-токи, посвященные проблемам восприятия в обществе дислексии, проблемам современного образования, методам выявления предрасположенности к дислексии, различным нарушениям чтения и письма у детей.
В общественном форуме Главного штаба дети смогут не только поучаствовать интерактивных играх, но и попробовать себя в качестве художников на мастер-классе нейролингвиста Светланы Дорофеевой, которая представит уникальную авторскую методику – нейроживопись. С ее помощью ребята в увлекательной и понятной для себя форме научатся осознавать свое текущее эмоциональное состояние и проявлять его в рисунках.
В течение всех дней Недели осведомленности на площадке работают эксперты и консультанты Ассоциации родителей и детей с дислексией, проводятся консультации родителей и педагогов, участники могут также пройти бесплатное экспресс-тестирование у специалистов СПбГУ и Клинико-диагностического центра МЕДСИ.
На мероприятие требуется предварительная регистрация.