Программа органистки из Минска Каллиники Медведевой - это погружение в органную музыку разных стилей и эпох. Прозвучат сочинения композиторов Германии, Франции, Татарстана и Беларуси.
Ш. Турнемир учился у С. Франка, Ш.-М. Видора и В. д`Энди. Он сменил Франка на посту органиста парижского собора св. Клотильды. При жизни Турнемир был известен как блестящий исполнитель и импровизатор. Любую музыку, которая не служила бы восхвалению Господа, он считал совершенно бесполезной. Концерт откроет его Импровизация на тему хорала Te Deum.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, а также множество хоральных обработок. Две из них прозвучат на концерте.
Прелюдия и фуга си минор Баха - поздний опус драматического характера, созданный в Лейпциге между 1727 и 1736 годами. В строгой, с непреклонным развитием голосов Прелюдии и фуге словно отражается стройность готической архитектуры.
М. Дришнер - немецкий композитор, кантор, органист и клавесинист, выдающаяся личность XX века. Он был учеником знаменитой клавесинистки Ванды Ландовской, а также на протяжении всей жизни вёл переписку с легендарным баховедом Альбертом Швейцером. Значимая часть его творчества основана на изучении норвежских народных мелодий, которые легли в основу многих композиций Дришнера. Будет исполнена «Северная фантазия»: токката, ария и народная мелодия.
Органное творчество М. Регера - яркая и значительная часть в истории органного искусства. Композитор создавал произведения для нового типа инструмента - симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Он является автором множества органных опусов, написанных как в барочных, так и в романтических жанровых традициях. Регер писал и развёрнутые музыкальные «полотна», и циклы миниатюр. Прозвучат три прелюдии, ор.67.
В программе концерта - сочинения двух современных композиторов: Ф. Галеева (Татарстан) и К. Яськова (Беларусь). Помимо пьес для органа, в творчестве Яськова - оркестровые, камерные и вокальные произведения. Он успешно сочетает композиторскую деятельность с преподавательской: работает в Белорусском университете культуры и искусств и на кафедре композиции Белорусской академии музыки.
Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Симфония № 1 была написана в 1899 году и посвящена Гильману. Будут исполнены две части из неё: Прелюдия и Финал.
Программа концерта:
Шарль Турнемир (1870-1939)
Импровизация на тему григорианского хорала Te Deum
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Две хоральные обработки:
«Vater unser im Himmelreich» («Отче наш на небесах»), BuxWV 219
«Ach Gott und Herr» («Бог и человек»), BuxWV 177
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга си минор, BWV 544
Макс Регер (1873-1916)
Три хоральные прелюдии, ор.67:
«O Gott, du frommer Gott» («О Боже, благочестивый Боже»)
«Vater unser im Himmelreich» («Отче наш на небесах»)
«Jauchz, Erd, und Himmel, juble hell» («Ликуйте, земля и небо»)
Макс Дришнер (1891-1971)
«Северная фантазия»: токката, ария и народная мелодия
Фёдор Галеев
Фантазия для органа
Константин Яськов (род. 1981)
Две пьесы из Триптиха для органа:
Preambulum
Motus
Луи Вьерн (1870-1937)
Прелюдия и Финал из Симфонии для органа № 1 ре минор, ор.14