С 27 июня 2015 года в Государственном Эрмитаже будет представлена первая ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в России.
Проект подготовлен специально для Николаевского зала Зимнего дворца — одного из главных парадных исторических интерьеров музея. Выставка, подготовленная Государственным Эрмитажем и Студией Захи Хадид (Лондон, Великобритания), представляет около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. В составе экспозиции - экспериментальные эскизы 1980-х годов, первые реализованные проекты, принесшие успех архитектору, и, конечно, работы последних лет, среди которых - опера в Гуанчжоу, Китай; центр Гейдара Алиева, Баку; музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский центр водных видов спорта; башни Signature и многие другие.
Заха Хадид — первая женщина-архитектор, ставшая одним из главных героев современной мировой архитектуры. Она сумела превратить сложное и рафинированное направление архитектурного «деконструктивизма» в общепризнанное актуальное течение мировой архитектуры. Ранние «бумажные» проекты Хадид не уступают в экспрессии и виртуозности рисунка эскизам последних лет. Сегодня Заха Хадид равно успешна и в проектировании стадионов и центров современного искусства, онкологических центров и жилых районов, экспериментах с дизайном и сценографией. Любовь к русскому супрематизму, изучению которого она посвятила многие годы, дает зрителям дополнительную возможность сформировать свой особый взгляд на творчество Хадид.
Заха Хадид – не только прославленный зодчий, но также всемирно признанный теоретик и педагог. Ее проекты – результат скрупулезных исследований в области градостроительства, архитектуры, дизайна, которые Заха Хадид ведет уже более 30 лет на протяжении своей архитектурной карьеры. Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, Ирак. Изучала математику в Американском университете в Бейруте, а в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию – знаменитую сегодня Лондонскую архитектурную школу. В 1979 году, спустя два года после того как она с отличием защитила свой выпускной проект в Ассоциации, Хадид основала собственную архитектурную мастерскую. Ее первый реализованный проект – Пожарная станция Витра – был завершен в 1993 году. До 1987 года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации, а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений, включая Колумбийский университет, Гарвард и Йель. В настоящее время архитектор является профессором Венского университета прикладных искусств. В 2004 году в стенах Государственного Эрмитажа, в Эрмитажном театре, Захе Хадид была вручена Притцкеровская премия – высшая награда, которую часто именуют “Нобелевской” в области архитектуры.
Специфика исследований Хадид и ее старшего партнера Патрика Шумахера связана с зоной сопряжения архитектуры, градостроительства, геологии и ландшафтных исследований. Проекты Хадид объединяют и рукотворные системы и созданную природой топографию, призывают на помощь одновременно новейшие инновационные технологии и фундаментальные принципы естественно-научных процессов (что в первую очередь дает новый импульс и указывает альтернативный путь цифровому проектированию и современным производственным методам).
На ранние работы Захи Хадид большое влияние оказал русский авангард, в особенности – творчество Казимира Малевича. Супрематические поиски нового понимания пространства нашли свое продолжение в таких нереализованных проектах как “Пик”, “Площадь Лестер”, “Берлин 2000”, “Томигайя”, “Тектоник Малечива”. В них уже присутствует ключевая идея экспериментов Захи Хадид – попытка открыть путь новому зодчеству, в котором предсказывается вся сложность, противоречивость и изменчивость архитектуры будущего.
Манифестами подобного трудного и подвижного пространства стали музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский олимпийский центр водных видов спорта, центр Гейдара Алиева в Баку. Но и в более ранних программных произведениях Хадид – Центре современного искусства Розенталя в Цинциннати, США; Опере в Гуанчжоу, Китай, – в архитектуре претворяются идеи новых пространственных законов, уникальной динамики, выразительных образов будущего.
Студия Захи Хадид также остается пионером в области предметного дизайна. Как правило, произведения появляются в сотрудничестве с компаниями, для которых особую роль играют передовой дизайн, революционные технологии и инженерные решения. Так появляются на свет бесшовные поверхности и знаменитые текучие формы «космических цветов» Захи Хадид.
В настоящее время студия Захи Хадид ведет работу над множеством проектов по всему миру, в том числе – над Новым национальным стадионом для Олимпийских игр 2020 года в Токио; Институтом Слейк Рит в Пномпени, Камбоджа; жилым комплексом на 28-й Вест Стрит в Нью-Йорке; Центральным банком Ирака и Большим театром в Рабате, Марокко.
Выставка подготовлена в рамках архитектурной программы проекта "Эрмитаж 20/21", призванного собирать, изучать и экспонировать произведения XX – XXI веков.
Куратор выставки – Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. В разработке концепции проекта принимали участие Заха Хадид и Патрик Шумахер, Великобритания.