Говорят, что совершенству нет предела, – вот и организаторы Ассамблеи с каждым годом делают её интереснее, необычнее и насыщенней (хотя, казалось бы, – куда больше). Уже сейчас можно вполне уверенно сказать, что мероприятие придётся по душе всем, кого увлекает фантастика в самых разных её проявлениях. Не верите? – спросите у тех, кто был на Ассамблее в предыдущие годы.
Здесь читатели смогут пообщаться с единомышленниками и вживую увидеть тех, кто пишет, переводит, иллюстрирует и публикует фантастику; писатели – встретиться с читателями и представителями издательств; и все вместе – незабываемо провести эти три сумасшедших летних дня. В программе запланировано беспрецедентное количество мероприятий: докладов, лекций, тематических дискуссий, видеопоказов, презентаций, творческих встреч и мастер-классов – не исключено, что вы так и не успеете обойти всё, что покажется вам интересным. Все три дня будут работать ярмарка и игротека. Музыкально-развлекательный блок вас определённо удивит. Сюрпризы – конечно, куда же без сюрпризов! – тоже будут. И – да, ещё: неограниченное количество общения и новые знакомства, для кого-то это важнее всех докладов, вместе взятых.
Почетные гости: Йен Макдональд, Александр Зорич, Вера Камша, Алан Кубатиев, Дмитрий Вересов, Александр Мазин и другие известные писатели. На Ассамблее состоится авторское чтение Макдональдом первой главы его еще не вышедшего романа "Дом дервиша" (роман выходит на русском языке в сентябре в издательстве "Астрель-СПб").
Доклад-показ "О бедном стимпанке замолвите слово" (А. Семироль)
О стимпанке сейчас не слышал разве что тот, кто вообще ничего не слышал. Сравнительно молодой, но очень яркий жанр стремительно завоёвывает новых и новых поклонников не только фантастической литературы, но и аниме, а также киноманов, ценителей живописи, знатоков моды, адептов хэндмейда, косплейщиков, историков и даже ювелиров. В то же время в России литературный стимпанк у издателей не в фаворе. В чём же дело? Попробуем разобраться...
Доклад "Актуальные фантастические идеи сегодняшнего дня" (К. Фрумкин, А. Первушин)
Фантастика и футурология давно идут по дороге истории рука об руку. Всякая эпоха характеризуется собственным, специфическим набором прогнозов будущего. Большая половина этих прогнозов не сбывается, но такой набор отражает представление эпохи о наиболее перспективных направлениях развития. Каким видится будущее в начале 2010-х? Футуролог и критик Константин Фрумкин при участии писателя-популяризатора Антона Первушина раскроет участникам Петербургской фантастической ассамблеи главные футурологические тренды дня сегодняшнего.
- Успехи биотехнологий, рост продолжительности жизни, медицина на основе нанороботов и компьютеров-диагностов.
- ''Интернет вещей''.
- 3d-принтеры и реиндустриализация запада.
- Очки гугла: добро пожаловать в откомментированный мир.
- Умные города и автомобили без водителей.
- Лучший интерфейс - отсутствие интерфейса.
- Экономика без офисов и работодателей.
Доклад "Ужасы будущего" (А. Миронова) / Пожалуй, к хоррор-секции
Многие из технологий, что сейчас используются в самых что ни на есть мирных целях, изначально разрабатывались для военных и были предназначены исключительно для уничтожения людей и техники предполагаемого противника. Результатом двух мировых войн, как ни цинично это звучит, стали серьезные прорывы во многих областях, от создания новых материалов и видов топлива до медицины.
С другой стороны, многие действия "на благо будущих поколений" приводили к плачевным результатам: от привнесения инородных видов растений и животных (крысы и собаки в Австралии, овцы в Новой Зеландии, кудзу в США) до столь ужасных явлений, как рабство и геноцид.
Сейчас во всем мире многое делается для того, чтобы улучшить жизнь людей, упростить повседневные задачи, облегчить рутину. Оглядываясь назад, невозможно не задаться вопросом, какие из этих "благих намерений" действительно пойдут на благо, а какие способны привести к катастрофе, какой человечество еще не знало - и, вполне возможно, уже не сможет пережить.
Возможностей уничтожить себя у человека сейчас едва ли не больше, чем улучшить свое будущее. Перечислить их все просто нереально, поэтому придется кратко остановится только на некоторых моментах:
- Ужас тела ("я - это мое тело"): аблеизм; морфологическая свобода; "разрушающее копирование".
- Ужас души ("мои чужие чувства"): ограничение информации через ее переизбыток; "сетевая" жизнь и потеря связи с реальностью; социальные сети как орудие влияния и власти.
- Ужас социальный (иллюзия морали): неприкосновенность личной жизни и новые технологии; разрушение привычных социальных институтов; непостоянство морали.
- Ужас глобальный. Уничтожение человечества - единственный шанс на спасение разума? Кто такой "постчеловек" и стоит ли современному человечеству ждать от него чего-то хорошего?
Круглый стол "Легенды и мифы составительского цеха" (ведущий В. Владимирский)
В 2012 году закрылись старейшие российские литературные журналы фантастики, «Если» и «Полдень. XXI век», печатавшие около 1/8 всех фантастических рассказов и повестей, издающихся в нашей стране. И одновременно предсказуемо оживились антологисты, составители ежегодных и тематических сборников. Какими критериями и принципами они руководствуются, готовя очередную книгу? Среди отечественных любителей фантастики (и, что скрывать, в кругу самих составителей) ходит немало легенд и мифов на эту тему. Например, принято считать, что:
- в нашей стране мало одаренных и именитых рассказчиков, к которым можно обратиться напрямую, поэтому любую антологию обязательно надо добивать «самотеком»;
- известные рассказчики меркантильны, поэтому для сборника с небольшими гонорарами они писать ничего не будут;
- популярные авторы «из мейнстрима», все эти Рубановы и Быковы, высокомерно посматривают на фантастов, поэтому просить у них рассказ для жанровой антологии – пустая трата времени;
- составление сборника – прежде всего повод устроить яркое феерическое шоу с элементами самопиара, поднять шумиху в «этих ваших интернетах», а что попадет на книжные страницы – дело десятое;
- включать в сборник прозу самого составителя – дурной тон и признак плохого вкуса.
Так ли это? Разделяют ли сами составители эти убеждения? В рамках круглого стола «Легенды и мифы составительского цеха» ответить на эти вопросы попытаются известные российские антологисты, гости Петербургской фантастической ассамблеи. Ведет круглый стол Василий Владимирский.
Доклад-показ "Японские фантастические иллюстраторы" (М. Олин) / К секции иллюстративной фантастики
Современные японские мастера рисунка успешно работают и создают фантастические миры не только в родной индустрии, но и за пределами Японии. Их культура успешно принимает европейские традиции и создает нечто оригинальное, иногда пугающее, но безусловно заметное. Екатеринбургский дизайнер и иллюстратор Макс Олин расскажет о самых заметных личностях японской фантастической иллюстрации.