С 1 по 3 июня 2016 года в Веймаре (Германия) состоится международный культурный симпозиум «The Sharing game. Exchange in Culture and Society». Одной из важнейших задач этого форума является создание новых импульсов для развития международного сотрудничества и культурного обмена. В преддверии симпозиума в разных странах и городах пройдут встречи и дискуссии с экспертами, которые позволят аккумулировать идеи и мнения на тему «Делиться и обменивать». Панельная дискуссия в Петербурге будет посвящена этой тематике в контексте советского и постсоветского опыта. Участниками встречи станут российский куратор и теоретик искусства Виктор Мизиано, антрополог и специалист по когнитивным наукам Илья Утехин и профессор, декан факультета политических наук и социологии Европейского университета Артемий Магун. Модерировать дискуссию будет критик и куратор Олеся Туркина.
Наряду с дискуссией будут представлены проекты петербургских художников Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли) и Павла Арсеньева, художественно переосмысливающих тему симпозиума.
Делиться и обменивать - феномены, проявления которых в современной России берут истоки из образа мыслей и действий советского общества. Они играли важнейшую роль в экономике, политике, культуре на протяжении всей эпохи советской власти.
Понятия «делиться и обменивать» нашли уникальное воплощение в таких реалиях советского быта, как «коммуналка», «барахолка», «фарцовка», аналоги и пережитки которых существуют и по сей день. Так, совместное проживание в условиях высокой скученности и неоднородного состава породило специфические формы организации быта и модели повседневного поведения, находящие сегодня свое отражение, с одной стороны, в стремлении к обособленности, с другой - в готовности к размытию границ между частным и общественным пространствами. Такие явления, как барахолка или толкучка, являясь неотъемлемой оборотной стороной планово-распределительной экономики СССР, во многом повлияли на развитие стратегий малого бизнеса в 90-е годы, а в настоящее время сопрягаются с общемировыми практиками гаражных распродаж и маркетов, организованных самим сообществом участников. В художественной среде стратегия «делиться и обменивать», характерная для неофициального искусства, проявилась в перестроечное время в организации сквотов, в возникновении феномена «арт-тусовки» и декларации политики дружбы.
Преемственность между советскими и современными практиками особенно просматривается в семейных отношениях, в художественных кругах и профессиональных средах в виде социально усвоенных «стратегий выживания» перестроечного или кризисного времени. Однако последние десятилетия повлияли на кардинальное переосмысление понятий «делиться» и «обменивать» по сравнению с советскими моделями. Учитывая исторический опыт, какие культурные ценности мы связываем с этими понятиями сегодня? Какие общественные перспективы вырисовываются в этом отношении? Какие новые значения приобретают заявленные понятия в набирающей обороты коллаборативной экономике? Можем ли мы говорить об их роли для сплочения общества, развития партисипаторных практик в искусстве и социальной жизни?
Участники дискуссии:
Виктор Мизиано, российский куратор и теоретик искусства, главный редактор «Художественного журнала». Куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995, 2003 гг.;
Артемий Магун, профессор, декан факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге;
Илья Утехин, антрополог и специалист по когнитивным наукам, преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Модератор:
Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, руководитель магистратуры «Кураторские исследования» факультета свободных искусств и наук СПбГУ, критик, куратор.
Художники:
Наталья Першина–Якиманская (Глюкля), художник-исследователь, работающая в жанре перформанса, инсталляции, видео. В 1995 г. вместе с Ольгой Егоровой (Цаплей) создала группу «Фабрика найденных одежд», которая на пике проекта стала ведущей российской феминистской группой в современном искусстве. С 2003 г. участница группы «Что делать». Лауреат премии Иосифа Бродского (2014), участница 56-ой Венецианской биеннале (2015).
Павел Арсеньев, художник, поэт, теоретик. Работает с графическими аспектами и формами материализации поэтического текста. Участник ряда коллективных и персональных выставок, главный редактор литературно-теоретического альманаха [Транслит]. Лауреат Премии Андрея Белого (2012), стипендиат факультета искусств Лозанского Университета (2013-2014).
Обязательна регистрация!