Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+

Гид Петербург2 / События / Спектакли / Спектакль "Исследование ужаса"

Спектакль "Исследование ужаса"

Когда
с 4 марта 2019 г. 19:00
по 28 мая 2019 г. с 19:00
мероприятие прошло
Место Арт-пространство Квартира
СПб, наб. реки Мойки, д. 40 на карте
  Невский проспект (425 метров построить маршрут до метро)
  Гостиный двор (833 метра пройти от метро)

Центральный район
Цена, Р 700700
Теги спектакль
Событие прошло?
Подпишись на Квартира,
получай отзывы и напоминания


Ближайшие похожие события Показать все
1534
 

Как добраться

Маршрут
Описание Внести изменения Внести изменения
 

Проект «Квартира» – долгосрочный художественный эксперимент, существующий на стыке коммуникации и театрального искусства – растет и развивается. После выпуска спектаклей с участием людей с ментальными особенностями «Разговоры» (номинация на национальную театральную премию «Золотая маска» в категории «Эксперимент») и «Фабрика историй» (совместно с Центром «Антон тут рядом» в рамках творческого проекта «Театр+Общество»), режиссер Борис Павлович решил вновь обратиться к творчеству ОБЭРИУтов и «Разговорам» Леонида Липавского – на сей раз вместе с командой профессиональных актеров.

Текст Липавского – это вольная запись разговоров поэтов-чинарей, которые собирались в 1933-34 годах в его квартире, утраивая своего рода закрытые философские салоны, спонтанно превращавшиеся в перформансы. Липавский, являясь активным участником разговоров, естественно, вёл записи постфактум, так что мы не можем относиться к его тексту как к историческому документу – скорее, это авторское произведение, жанр которого сам Леонид Савельевич определял как «фотографирование разговоров». Если следовать фотографической аналогии, перед нами не репортажная, а постановочная, в высшей степени субъективная съёмка. Тем не менее, текст Липавского в любом случае является документом, так как запечатлел один из важнейших литературных хэппенингов ХХ века.

Домашние разговоры обэиутов имеют двойственную природу: с одной стороны, это встреча единомышленников, «ящик», в котором они могут позволить себе быть собой и не стеснять себя в выражениях, с другой – попытка практикума перформативного существования. Текст Липавского фиксирует не только «доморощенную философию», но и механику разгона потока сознания, когда имеют значение не отдельные сентенции, а температура, энергия, эмоция речи. В «Разговорах» мы видим хорошо знакомых нам «великих» – Хармса, Введенского, Заболоцкого, Друскина, Олейникова – в странной ситуации бесконечной необязательной беседы, почти не затрагивающей вопросы личного творчества. Только пару раз за два года они впрямую обсуждают стихи Введенского или философские наброски Липавского. Творчество каждого происходит за кадром, в одиночестве, как, впрочем, и бытовая повседневность – за кадром остаются перипетии личных, служебных, социальных неурядиц. Кажется, что герои говорят о чём угодно кроме главного. Вернее, «главное» проявляет себя в каждой теме, которую они поднимают, будь то гравитация, кулинария, история, оптика или теория языка.

В начале «Разговоров» участники разражаются развёрнутыми списками того, что их интересует. Это вдохновенные монологи полных жизни и страсти художников. Им ещё всё интересно. Постепенно внутренние противоречия в группе нарастают, обнаруживают себя глубокие психологические и идейные различия собеседников. Энергия творчества падает, энергия неприятия и нетерпимости возрастает. Последняя запись – горькая констатация невозможности быть вместе, тем более горькая, что мы знаем, какое тотальное одиночество ожидает за стенами этой квартирной утопии каждого из «чинарей». Собственно, ужас, исследование которого предполагается в рамках спектакля – это история крушения одной из самых человечных утопий ХХ века, история невозможности быть вместе даже близким по духу людям. Название мы заимствуем из ключевой философской работы Леонида Липавского, написанной в это же время.

Говорит режиссер Борис Павлович:

Валерий Шубинский, один из исследователей творчества и биографии Хармса, заметил, что нас и ОБЭРИУтов разделяет «антропологическая пропасть». Именно исследование этого зазора составляет наибольший интерес: не документальное воспроизведение исторического периода, а попытка вглядеться в природу мышления, способов взаимодействия поэтов и мыслителей прошлого века.

Действие разворачивается в реальном времени и общем пространстве со зрителями. У спектакля нет единственной линии повествования, герои распределяются в пространстве, одновременно парами и тройками сходясь в словесных поединках в разных местах. У зрителей есть возможность выбирать, где и за кем им следить. Время от времени случаются зоны молчания, или все, устав от напряжения мысли, садятся пить чай. Сложные отношения «чинарей» держат основной конфликт действия именно между героями, а не между ними и зрителями. Они друг для друга – единственно авторитетные (и, соответственно, самые болезненные) критики, поэтому присутствие посторонних работает лишь как катализатор успеха/поражения.

Интеллектуальные схватки неслучайно происходят сразу во всех уголках Квартиры. Липавский знал, что некоторые из его гостей-собеседников не выносят друг друга, и каждый раз собирал их в разные «пасьянсы»: Хармса с Введенским, Друскина с Заболоцким, Хармса с Олейниковым и так далее, но никогда не всех разом. Собственно, именно поэтому Борис Павлович и предназначает себе роль Липавского – скрытого «режиссёра» обэриутских разговоров, психолога и наблюдателя, одержимого философией «фотографирования разговоров». Тогда как остальных героев играют их ровесники-актёры. Взаимодействие актёра и персонажа в спектакле носит игровой характер, это не биографический портрет, а интеллектуальная модель: кто-то – концептуальный философ и мизантроп, кто-то – лицедей, кто-то – упорный академист. Гендерная принадлежность не учитывается принципиально: гений, как и сама мысль, не имеет пола. Значение имеет лишь мучительный поиск истины.

Спектакль создан фондом «Альма матер» при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
Продолжительность – 3 часа без антракта.

Режиссер Борис Павлович
Драматург Элина Петрова
Художник Катерина Андреева
Режиссер по пластике Алина Михайлова
Хормейстер Анна Вишнякова
Художник по свету Стас Свистунович
Продюсер Ника Пархомовская

В спектакле участвуют: Яна Савицкая, Иван Кандинов, Екатерина Алексеенко, Ксения Захарова, Екатерина Кривецкая, Дмитрий Крестьянкин, Екатерина Таран, Александра Никитина, Анастасия Бешлиу, Юлия Захаркина, Татьяна Филатова, Виктория Артюхова, Наташа Розанова.

Читать полностьюНашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Вы - организатор спектакля? Увеличьте число его посетителей во много раз, воспользовавшись платными пакетами.
Страница создана 14.01 и обновлена 29.04.2019
Похожие мероприятия в Санкт-Петербурге
Рекомендованы для посещения Петербургом2
MostБистро MostШкола танцев Артемия Манукяна Школа танцев Артемия МанукянаArt Lab MedovarusКафе Art Lab MedovarusУкроп на ВосстанияКафе Укроп на Восстания
Отзывы о событии Спектакль "Исследование ужаса"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии в арт-пространстве Квартира

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 

Прошедшие события

Главное

Прогноз погоды

Ясно

+5°..+5°

Добавьте спектакль Светланы Сургановой "Моя счастливая жизнь" в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на спектакль 25 сентября.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку