Премьера «Концертных танцев» Стравинского для камерного оркестра состоялась в 1942 году в Лос-Анджелесе под управлением автора. И хотя сочинение задумывалось в первую очередь для концертного исполнения, эта музыка стала источником вдохновения для многих выдающихся балетмейстеров. Первым одноактный балет на музыку Стравинского представил Джордж Баланчин — в 1944 году силами Русского балета Монте-Карло (спустя почти три десятилетия, в 1972-м, Баланчин создал еще одну постановку на эту музыку для труппы New York City Ballet). Следующим стал Кеннет Макмиллан — в 1955 году состоялась премьера его «Концертных танцев» в исполнении британской труппы Sadler's Wells Theatre Ballet. В списке постановщиков также Лью Кристенсен (1959), Тод Болендер (1964), Джон Тарас (1971) и другие. Сегодня петербургская публика познакомится с хореографической интерпретацией музыкального материала Стравинского, созданной Александром Сергеевым.
Идея композитора о том, что одной из главных его творческих задач является выразительная, насыщенная музыкальным сюжетом театральность, нашла отражение и в постановке Сергеева. «Изначально я хотел, чтобы это был абсолютно бессюжетный спектакль, но во время репетиционного процесса стали возникать... не сюжеты, но некие взаимоотношения внутри групп танцовщиков, внутри пары, между солистом и пятью парами. И хотя мы всегда следуем за музыкой, в каждом составе эти взаимоотношения уникальны», — отмечает хореограф.
Шедевр неоклассического периода творчества Стравинского — смелая, дерзкая, акцентная музыка «Концертных танцев», обогащенная большим количеством тем, сменяющих друг друга, — сценически воплотится в классической и неоклассической хореографии. В обширном багаже Сергеева-танцовщика — опыт ведущих классиков современной эпохи: Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта и многих других, чьи работы оказали влияние на хореографический язык Сергеева-постановщика. В «Концертных танцах» нашлось место и оммажам: «В партитуре Стравинский цитирует сам себя. Там есть несколько тактов из „Аполлона", из „Весны священной"... В эти моменты я даю хореографические отсылки. Зрители, знакомые с этими спектаклями, сразу свяжут музыкальный ряд с визуальным», — говорит Александр Сергеев.
Художником по костюмам к постановке выступил Леонид Алексеев — их творческий тандем с Александром Сергеевым уже известен петербуржцам по постановке балета «Двенадцать» Тищенко, впервые представленной два года назад.