С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.
Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.
В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.
В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом – атмосферный фестиваль open air.
Новая площадка фестиваля – Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов – более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Встречаем Рождество! Концерт – открытие VI органного фестиваля «Венок Рождества» погрузит вас в неповторимую атмосферу первого дня светлого праздника. Проникновенное звучание одной из лучших арий Иоганна Себастьяна Баха Schafe koennen sicher weiden (Овцы могут спать спокойно) из «Охотничьей кантаты» станет символической прелюдией к развернутому гала-концерту. Орган соло и хоровые сочинения, голос и флейта в ансамбле с Королем инструментов представят лучшие сочинения эпохи барокко и романтизма. Конечно, будет очень много БАХА – самого органного композитора нашей планеты.
Особая нота концерта – Ave Maria, искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Проникнутая великой радостью Gloria из одноименной кантаты солнечного венецианца Антонио Вивальди. Поражающий изысканным мелодизмом псалом Laudate Dominum из Воскресной вечерни Моцарта.
Panis Angelicus – самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна Sacris Solemnis, написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, композитор впоследствии включил в свою мессу – Messe à troi voix Opus 12.
Концерт завершится одним из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Оно принадлежит перу немецкого органиста и композитора Франца Грубера (1787–1863) и написано на текст священника Йозефа Мора. 24 декабря 1818 года, в Рождественский сочельник, Мор пришёл к Груберу со своей поэмой и попросил на её основе написать музыку для двух голосов и гитары. Грубер сочинил музыку для гимна в тот же день, а премьера «Тихой ночи» состоялась на торжественной рождественской мессе в исполнении самих авторов. Мор аккомпанировал на гитаре, а хор повторял последние две строчки каждого стиха. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1650-1750) Ария Schafe koennen sicher weiden из Кантаты Was mir behagt, ist nur die muntre Jagd (Охотничья кантата) BWV 208
Лейпцигские хоралы: Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659
Nun komm, der Heiden Heiland, in organo pleno' BWV 661
Сюита для флейты и органа до-минор BWV 1097
Ария баса Quia Fecit Magna из Magnificat BWV 243
Франц Шуберт (1797-1828) Ave Maria ор. 52
Иоганн Себастьян Бах Ария Quia respexit из Magnificat BWV 243
Антонио Кальдара (1670-1736) Come raggio di sol
Иоганн Себастьян Бах Сицилиана из Сонаты для флейты BWV 1031
Сезар Франк (1822-1890) Panis Angelicus (переложение для двух голосов Гирла)
Камиль Сен-Санс (1835-1921) Ave Maria op.145
Александр Львович Гурилев (1803-1858) «Гаданье», на слова А.А.
Антонио Вивальди Gloria из кантаты Gloria RV 589
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Laudate Dominum KV 339
Франц Ксавьер Грубер (1787-1863) Stille Nacht (Ночь тиха), текст Йозефа Мора
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Байирта Бадма-Халгаева (сопрано), Артур Бурниев (бас), Анна Агаркова (флейта), Арсений Басаев (флейта), Елизавета Кузнецова (орган)
Концертный хор Школы-студии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
Солисты: Нелли Кузнецова, Елизавета Ермоленко, Анна Мария Санчез, Дарья Светлова, Алёна Ткачёва, София Шеховцова, София Фёдорова, Василиса Фёдорова.
Художественный руководитель хора – Мария Романова.