1 октября в Кронштадте открывается выставка «Лимеренция» художников Н. Романчук, А. Ищенко, С. Гаврилова.
Любовь – что это значит? Какие взаимоотношения, чувства, действия возникают между мужчиной и женщиной в состоянии любви?
Философы, ученые, поэты, музыканты на всем протяжении человеческой цивилизации задавались этим вопросам и искали ответы. И не находили их. Принято разделять любовь на шесть основных типов: эрос, людус, сторге, мания, прагма, агапа. Существуют и другие классификации любовных переживаний.
Чтобы избежать шлейфа связанных со словом «любовь» ценностных ассоциаций, американский психолог Дороти Теннов (Tennov, 1979) ввела для обозначения страстной любви искусственный, не имеющий этимологических корней, термин «лимеренция» (limerence). Многолетние исследования, объектами которых стали несколько тысяч человек, показали, что лимеренция четко отличается от других эмоциональных состояний.
Лимеренция возникает спонтанно, непроизвольно, не зависит от сознательного отношения к объекту и связана с определенными нейрохимическими процессами в мозге, которыми можно манипулировать психофармакологически или нейрохирургически. Психологически она переживается как состояние острой эмоциональной неустойчивости, с колебаниями и переходами от блаженной эйфории к мучительной неуверенности и ревности, что вызывает чередование ссор и примирений. Лимеренция не ограничивается сферой сексуально-эротических отношений, мотив сексуального наслаждения в ней вторичен. Лимеренция характеризуется неотступностью мыслей о любимом и уверенностью в том, что обойтись без него невозможно. Настроение безумно влюбленного целиком зависит от поступков другого: любое его слово или жест воспринимаются с благоговением, страх быть отвергнутым сменяется надеждой добиться взаимности. Подобно другим типам романтической любви, лимеренция несет одновременно и радость, и горе, будучи вне пределов власти разума.
Выставочный проект «Лимеренция» художников Надежды Романчук, Альберта Ищенко и Сергея Гаврилова, успешно демонстрировавшийся в июне-сентябре 2011 года в Выборгском замке – еще один взгляд, стремление привлечь внимание зрителя к проблеме, выразить свое видение и внутренний мир мужчины и женщины.
Художники работают в разной манере, имеют ярко выраженное творческое кредо. И в тоже время, картины художников есть продолжение и развитие традиций русского символизма в искусстве. И конечно, авторов объединяет одна тема – любовь.