Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка Михаила Нестерова

2889

Страница создана 24.02.2012 и обновлена 27.02.2013

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
5 апреля 2012 г. 16:00
и 6 апреля 2012 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 595-42-48 Корпус Бенуа
СПб, наб. канала Грибоедова, д. 2 на карте
Центральный район
Событие прошло?
Подпишись на Корпус Бенуа,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 

В Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка Михаила Нестерова (1862-1942), посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося мастера русской живописи. Это первая масштабная выставка его произведений в Русском музее. На экспозиции будет представлено около 200 произведений живописи и графики из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев и частных коллекций России. Особое место на экспозиции займут архивные материалы: письма Нестерова, дореволюционные издания, посвященные его творчеству, фотографии.

Построенная по хронологически-тематическому принципу экспозиция начинается студенческими работами Нестерова начала 1880-х. Под влиянием своих учителей - выдающихся художников-реалистов Василия Перова, Иллариона Прянишникова и Владимира   Маковского – Нестеров создавал жанровые картины в духе передвижничества («Жертва приятелей», 1881; «Домашний арест», 1883,  обе – ГТГ).

Встречи и беседы с Иваном Крамским, посещение Академии художеств и Эрмитажа значительно расширили творческий и жизненный кругозор художника. В 1884-1885 годах Нестеров выполнил целый ряд работ исторического характера, главным образом эскизов («Папские послы у Ивана Грозного», 1884, ГМИР; «Призвание Михаила Федоровича на царство», 1885, ГТГ). За «Призвание» Совет профессоров присвоил ему звание «свободного» художника и постановил взять этот эскиз в «оригиналы», что бывало крайне редко. Первая большая картина Нестерова, «До государя челобитчики», за которую он получил Большую серебряную медаль и звание «классного» художника, также основана на историческом материале (на экспозиции представлен эскиз этого произведения (1885, НИМРАХ)).

Творчество Нестерова-живописца в начальный период его деятельности не ограничивалось бытовым и историческим жанрами. Уже тогда он обращался к портрету, причем категорически не брал заказов, а работал исключительно по зову души (этому принципу он остался верен до конца своих дней). На экспозиции представлены такие портреты-этюды 1880-х годов, как «Портрет С.А. Коровина» и «Портрет М.И. Нестеровой» (оба - 1886, ГРМ).

Героиней второго портрета была молодая жена Нестерова, Мария, чья смерть стала переломным событием в жизни художника. Под ее влиянием он исполнил ряд произведений, в том числе «Царевну» (1887, частное собрание). Придавая героиням своих картин черты ушедшей супруги, Нестеров, по его словам, «изживал свое горе». Потом он признавался, что эта потеря сделала его художником, вложив в его творчество «чувство и живую душу».

Религиозная настроенность звала Нестерова туда, где он, трудясь, мог получить и духовное исцеление. В его жизнь вошла Троице-Сергиева лавра и ее окрестности с их удивительной, истинно «русской» красотой. В это время Нестеров написал «Пустынника» (1888-89, ГТГ) – первую свою картину, получившую широкую известность и вызвавшую почти единодушное одобрение коллег и прессы. На деньги от ее продажи он смог совершить свое первое заграничное путешествие, что нашло отражение в его творчестве («Остров Капри», 1889, ГРМ).

Следующее значительное произведение Нестерова - «Видение отроку Варфоломею» (1889-90, ГТГ)  - было посвящено преподобному Сергию Радонежскому, который почитался и как святой, и как деятель русской истории. Картина вызвала жаркие споры, обнаружив раскол между старшим и младшим поколениями передвижников. Критик Владимир Стасов надеялся, что «Нестеров еще соступит со своего никуда не годного пути: обратится к действительной жизни». Но живописец уже выбрал свою дорогу, которая увела его от передвижничества, и его произведения 1890-х открыли зрителю новый для него мир «христовых невест», святых отшельников и старообрядческих скитов («Под благовест», 1895, ГРМ).

Нестеров утвердился в своем желании «написать “житие” наиболее популярного исторического деятеля Москвы». В цикл, посвященных ему картин, вошел триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897, ГТГ), а последним произведением цикла стала картина «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ).

Следующий зал посвящен творчеству Нестерова-монументалиста – его работе над росписями храмов в России, Украине, Грузии. До недавнего времени эта сторона его дарования оставалась малоизученной и недооцененной. И до, и после революции художественная критика не приветствовала обращение Нестерова к архаичному церковному жанру, однако ему, человеку глубоко верующему, задача расписать храм представлялась ответственной и почетной.

При работе над иконами для Владимирского собора в Киеве, как и позднее, Нестеров пользовался портретными зарисовками. Порой в них угадывались черты любимых женщин. С образом великомученицы Варвары, в чьем лике художник запечатлел свою возлюбленную Елену Прахову, связан любопытный инцидент. Святая вышла настолько похожей на Елену, что это вызвало недовольство жены киевского генерал-губернатора: «Не могу же я молиться на Лелю Прахову!» Нестерову пришлось снова приехать в Киев и переписать образ.

Заветная мечта Нестерова: единолично расписать храм – сбылась, когда в 1898-м он был приглашен в Абастуман (Грузия), где на средства великого князя Георгия Александровича была построена церковь во имя благоверного князя Александра Невского. Абастуманские эскизы Нестерова широко представлены на экспозиции.

Третий зал посвящен сформировавшейся еще в конце 1880-х в творчестве Нестерова сюжетной линии – раздумьях  художника о природе женской любви и ее коллизиях. Она представлена как произведениями начала века («Думы», 1900, ГРМ; «Осень. В день ангела», 1906, ГМЗ «Петергоф»), так и созданными уже в советское время картинами («»Фленушка», 1920-е, ГТГ; «Покинутая», 1923, частное собрание).

Увлечение живописца романами Андрея Печерского «В лесах» и «На горах», переносивших читателя в колоритную среду заволжских староверов, послужило рождению замысла «поэтического романа» в картинах, посвященного драматической женской судьбе.

Первым произведением цикла стала картина «На горах» (эскиз - 1896, ГРМ). В ней художник хотел показать томление души, чьи порывы не встречают взаимности. Вторая «глава» - картина, посвященная встрече героини с возлюбленным на богомолье, так и не была написана. Третья - «За Волгой» (1905, АГКГ) - повествовала о моменте расставания героев. В четвертой «главе», написанной несколькими годами раньше - «Великий постриг» (1898, ГРМ) – автор прослеживал дальнейшую судьбу героини, не нашедшей счастье «в миру». «Великий постриг» стал большим творческим достижением Нестерова (за картину он получил звание академика). Картина стала эмоциональным венцом цикла. Пятая «глава», в которой разочаровавшаяся во всем героиня должна была броситься в Волгу, не была написана.

Тему ухода от мирской суеты продолжают эскизы росписей Церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители (1900-10-е).

Работа над церковными росписями и полотнами отвлеченно-символического плана  не уменьшала интерес художника к конкретному, реальному человеку: он не раз обращался к жанру портрета. Далее на экспозиции представлены портреты членов его семьи. В 1905-м Нестеров написал «Портрет О.М. Нестеровой», своей дочери от первого брака, и «Портрет Е.П. Нестеровой», своей второй жены (обе картины - ГТГ). Обе модели представлены в интерьерах, а год спустя Нестеров вновь написал портрет дочери, но уже на лоне природы – «Амазонка», ставший одним из выдающихся произведений русской портретной живописи начала ХХ века, воплотившим образ поколения женщин, живших романтическими грезами Серебряного века.

Следующий зал открывают типичные для Нестерова полупейзажные-полужанровые картины. Мотив печальной девушки или задумавшегося монаха на фоне русского пейзажа стал своеобразной визитной карточкой художника, и он неоднократно варьировал его. Среди подобных картин выделяются «Зимой в скиту» (1904, БГХМ), «Элегия (Слепой музыкант)» (1928, ГРМ). Порой созданные художником образы перерастали значение «стаффажа» и являли выразительные психологические типы («Лисичка», 1914, ГТГ). Как чистый пейзажист, Нестеров выступал редко: самыми значительными дореволюционными работами в этом жанре стали «Осенний пейзаж» (1906, ГТГ) и «Родина Аксакова» (1914, БГХМ). Но словосочетание «нестеровский пейзаж» еще при жизни художника вошло в число устойчивых понятий.

Также в этом зале представлено одно из программных произведений Нестерова – «Святая Русь» (1905, ГРМ). В нем особенно ярко отразились религиозно-этические искания художника. Образ Христа на картине вызвал негативные отклики таких «властителей дум», как Лев Толстой и Василий Розанов, и для многих это заслонило несомненные художественные достоинства картины, которые оценили уже позднее.

Пятый зал открывает «галерея» портретов выдающихся русских мыслителей. Среди них - «Архиепископ Антоний» (1917, ГТГ). В молодости священник послужил Достоевскому прообразом Алеши Карамазова, и сам Нестеров его портрет ценил очень высоко: «По живописи “Антоний”, пожалуй, лучше других…» Не встречая сочувствия своим исканиям в художественной среде, Нестеров нашел поддержку в кругу философов и литераторов, занятых религиозной проблематикой. Среди них были Павел Флоренский и Сергей Булгаков – герои парного портрета «Философы» (1917, ГТГ).

В тяжелые послереволюционные годы, когда многие друзья Нестерова покидали Россию или были высланы из нее, он создавал портреты, герои которых мучительно размышляли о судьбах родины. Об этом говорят и их названия: «Мыслитель (Портрет И.А. Ильина)» (1921-1922, ГРМ) и «Тяжелые думы (Портрет С.Н. Дурылина)» (1926, ЦАК МДА).

Любимая Нестеровым тема дороги, странничества, бывшая для него метафорой судьбы, в 1920-е годы воплотилась в целом ряде картин, где художник, варьируя мотивы пути и встречи, обращался к образу Христа («Путник», 1921, ГТГ; «За Волгой. Странники», 1922, частное собрание). Логическим завершением темы стала «русская Голгофа» - картина «Страстная седмица» (1933, ЦАК МДА). Картины на религиозные сюжеты в 1930-е не приветствовались, и из соображений безопасности Нестерову пришлось датировать полотно 1914-м, а также уменьшить его формат, чтобы его можно было спрятать от посторонних глаз за мебелью.

В конце 1910-х - 1930-е Нестеров написал целый ряд произведений, продолживших лирическую линию его дореволюционного творчества. На экспозиции представлены, в частности, «За Волгой. Пастушок» (1922, ГТГ), «Лель (Весна)» (1933, ГРМ) и др.

Заключительный этап творчества Нестерова связан, в основном, с жанром портрета: в 1920-1940-е он создал целую галерею портретов своих современников. В этом зале представлены как портреты членов его семьи («Девушка у пруда (Портрет Н.М. Нестеровой)», 1923, ГТГ), так и портреты коллег («Портрет П.Д. Корина», 1925; «Портрет В.М. Васнецова», 1925, ГТГ).

Последние залы экспозиции посвящены творчеству Нестерова 1930-х годов. Для этого периода характерно повторное обращение мастера к героям своих портретов. Им двигало не только желание глубже проникнуть в их характеры, но и просто возможность еще раз встретиться с душевно близкими людьми, ведь Нестеров писал только по вдохновению, не выполняя заказных портретов неинтересных ему личностей. Так появились портреты академика Ивана Павлова (1930, ГРМ; 1935, ГТГ), художницы Елизаветы Кругликовой (1938, ГТГ; 1939, ГРМ), хирурга Сергея Юдина (1933, ГРМ; 1935, ГТГ), второй портрет академика Алексея Северцова (1934, ГТГ).

Последним портретом Нестерова стал портрет архитектора Алексея Щусева (1941, ГТГ), которого художник знал еще со времен работы в Абастумане. А завершает экспозицию пейзаж «Осень в деревне», написанный за несколько месяцев до смерти художника.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Дворцовая площадь Дворцовая площадьЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаКультурный квартал БрусницынКультурный квартал БрусницынГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаОбщественное культурно-деловое пространство Севкабель ПортОбщественное культурно-деловое пространство Севкабель Порт
Отзывы о событии Выставка Михаила НестероваПожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии (1)

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Голубева Н.И.30 марта 2019 г. 13:40
Посетили семьей выставку "Осень русского Средневековья". Были приятно поражены масштабностью выставки,здесь представлены и предметы ювелирного искусства, и иконописи, и монументальной живописи XVII века.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Максим25 февраля 2019 г. 19:08
Кто же не бывал в Русском музее? Не раз тут был, интересны и постоянные экспозиции, и временные. Не Эрмитаж, уровень другой, но музей большой, давно работает и делает акцент на русское искусство. Одно из туристических мест города, можно попасть в очередь на вход. Лучше посещать его по возможности в зимнее время, когда толпы схлынут и можно спокойнее войти и ходить по музею. Ограничений по времени нет, только рабочие часы, я могу долго тут находиться. Есть где перекусить, туалет, указатели. Сотрудники как правило тут мирные, тихо делают свою работу. Экскурсии я не брал, сам все рассматриваю.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина Привалова18 апреля 2012 г. 12:38
Много лет ждала выставку Николая Фешина.С удовольствием посмотрела ее в Русскои музее.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю