На выставке российскому зрителю впервые будут представлены около 100 живописных и графических работ из цикла Меера Аксельрода.
Большая часть этих произведений создана в 1942–1943 годах в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XXвека», — не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом. До самого недавнего времени о существовании цикла не было известно даже специалистам: работы хранились в архиве семьи художника и вместе не экспонировались.
Дополнят выставку произведения Абрама Моносзона. Он прошел всю войну и после возвращения узнал о гибели в Могилеве отца, матери и брата. Переживания и кошмары художника отражаются в цикле «У врат рая». Основной мотив цикла — утрата Эдема, традиционного местечка с его не менявшимся столетиями укладом: праздниками, свадьбами, танцами, бытовыми деталями.
В экспонируемых работах отражен не только ужас жизни на оккупированных нацистами территориях, но и массовое движение сопротивления, подвиги партизан и подпольщиков. Среди таких произведений особое внимание привлекает картина Меера Аксельрода «Узник» — единственный прижизненный портрет руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор Александра Печерского.
Представленное на выставке собрание является уникальным художественным свидетельством мученичества и героизма народов СССР на оккупированных нацистами территориях.