Ясно  −1…−1°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / События / Выставки / Выставка "Нонконформисты, 40 лет спустя"

Выставка "Нонконформисты, 40 лет спустя"

Когда
15 декабря 2014 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 274-25-79 Новый выставочный зал Музея городской скульптуры
СПб, пер. Чернорецкий, д. 2 на карте
  Александра Невского площадь (112 метров построить маршрут до метро)
Центральный район
Фото Выставка "Нонконформисты, 40 лет спустя"


Ближайшие похожие события Показать все
1261
 

Как добраться

Маршрут

Мероприятия в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры в Санкт-Петербурге

Описание Внести изменения Внести изменения
 

Выставка объединила 10 художников «газа-невской культуры» — участников легендарных выставок ленинградского андеграунда в ДК им. И.И.Газа (1974) и ДК «Невский» (1975).

Две выставки, полностью изменившие «ландшафт» ленинградского искусства и определившие его будущее развитие - случай небывалый.

Разумеется, была предыстория: появление «неофициальных» школ и «неофициальных» художников, чьи интересы были весьма далеки от метода соцреализма, были квартирные и клубные выставки, были собрания и переговоры с властями. Но главным событием стали выставки: 4-дневная в ДК им. Газа (декабрь 1974)  и 10-дневная в ДК «Невский» (сентябрь 1975). Многочасовые очереди, десятки тысяч посетителей. Рождались новые художественные направления, рождался новый зритель.

Главным стержнем газа-невской культуры стала борьба художников, не входящих в состав организации «Союз художников», за право выхода к массовому зрителю, участие в выставках. Официальный Союз не допускал «посторонних» на свои выставки и фактически полностью распоряжался всеми выставочными площадками Ленинграда. Группа неофициальных художников, возглавляемая Юрием Жарких, обратилась к властям с требованием предоставить возможность выставиться всем желающим. Осенью 1974 г. начались переговоры о проведении выставки. (После «Бульдозерной выставки» в Москве между художниками-нонконформистами и властями возникли еще более напряженные отношения. В то же время всплеск зарубежного интереса к событиям на Беляевом поле вынудил власти пойти на некоторые уступки художникам). У первой выставки ленинградского андеграунда в ДК им. Газа не было ни четкой структуры, ни четкой эстетической программы. Разброс стилей был весьма широк (в числе источников: русский авангард и русская икона, абстракционизм и поп-арт, сюрреализм и салон). И все-таки было единство: объединял пафос борьбы за право выбора своего пути в искусстве и право выхода к широкому зрителю. И поскольку эта борьба была делом новым и во многом - рискованным, она придавала ощущение собственной значимости и героизма. В среде андеграунда рождалась новая культура, объединившая художников и поэтов, фотографов и критиков. Волны этой культуры распространялись по городу, захватывая творческую и техническую интеллигенцию, молодежь, массы «сочувствующих». Участники легендарных выставок остались в истории  ядром новой культуры. Выставка в ДК «Невский» была больше и продолжительней, но энергетический заряд ее оказался слабее, чем в ДК им. Газа, где каждый ощущал личный риск и личный героизм. Внутри созданного художниками ТЭВ (Товарищества экспериментальных выставок) уже не было единства. После выставки в ДК «Невский» движение распалось. В 1975-79 гг. более 30 художников газаневщины эмигрировали из страны. И все-таки, «ядро» сохранилось.

Несмотря на расстояния и границы, разброс судеб и прожитые десятилетия. Сохранились дружеские и творческие контакты, интерес к творчеству друг друга. Выставка «38 лет вместе» соединила пять художников, живущих во Франции и пять художников, живущих в России. Впрочем, в последние десятилетия границы зачастую оказываются размытыми: Валентин Афанасьев живет в Париже и Петербурге, Анатолий Басин — в Петербурге и Иерусалиме. Международные выставки для всех стали привычным делом. И все-таки опыт погружения в иную культурную среду важен — и тем интереснее сравнить творческое развитие бывших соратников за годы, прошедшие после выставок ленинградских нон-конформистов. Валентин Афанасьев – музыкант и художник, изобретатель системы соотношений цветов и звуков, позволяющей воспринимать музыку в цвете (открытие, запатентованное во Франции и в России). В программной картине «Чакона» Баха», написанной "по нотам", живопись становится «цветовой записью» музыки. Создание стройной научной теории, опыты цвето-музыкальных концертов, живописное «воплощение» музыки потребовали многих лет труда. Но и в ранних работах В.Афанасьева уже явственно заложена музыка живописи — в особом музыкальном ритме цветов и линий. Анатолий Басин, ученик одного из самых значительных ленинградских педагогов, О.А.Сидлина. Сидлинская установка «организации плоскости с помощью пятна, линии, цвета» стала основой творчества А.Басина в 60-е и не меняется по сей день.  Неизменность живописной манеры,  круга сюжетов, приверженность темной, сближенной палитре с преобладанием «солирующего» цвета,  напряжение холста, достигнутое цветом или чувственной линией,  мощная захватывающая драматургия при внешней статичности — это Басин 1970-х и 2010-х, захватывающе новый в каждой узнаваемой работе.

Помимо живописи увлекается философией, пишет эссе. Автор-составитель сборников по истории и теории искусства (в т.ч. знаменитой «Газаневщины»). Анатолий Белкин — из самых молодых участников газа-невских выставок, однако уже в середине 1970-х известный, активный, непременный участник всех важных выставок и событий в среде андеграунда. В творчестве А.Белкина сочетаются внимание к деталям, своеобразной «документальности», с многослойной, подчас абсурдистской, смысловой игрой. Будучи человеком одаренным, А. Белкин обрел известность не только как художник, но и как автор статей и книг, телепередач журнала, наконец,  великолепный рассказчик. Анатолий Васильев оказался в гуще движения нонконформистов уже в 1960-е. Знакомство с семьёй Лягачевых и с М. Шемякиным, квартирные выставки, поэтические чтения, разговоры о музыке, литературе, театре. Анатолий участвует с О. Лягачевым в издании рукописных альманахов как иллюстратор и как автор — прозаик и драматург.  Живопись А.Васильева, сложившаяся под влиянием метафизической живописи М.Шемякина и особой атмосферы, возникшей в творческой группе «Петербург» (М.Шемякин, А.Васильев, О.Лягачев). Атмосфера изысканной театральности, возникшая в этой группе, сохранилась в творчестве А.Васильева навсегда. Александр Леонов — один из самых активных деятелей газа-невского движения. Оставив академическую школу после двух лет обучения в Институте им. И.Е.Репина, А. Леонов занялся разработкой собственной живописной системой уже в 1960-е годы. Истоки: русский авангард (Кандинский, Малевич, П. Филонов), ркусская икона («при всем несходстве внешнем»), философия «космического абстракционизма» (по определению художника). После эмиграции в Париж (1977) развивает свою живописную систему. Владлен Гаврильчик - один из наиболее ярких представителей ленинградского андеграунда. Художник, поэт,  прозаик. Военный моряк, занялся искусством в весьма зрелом возрасте. Как самоучка, начал с наива. И уже вполне сложившимся мастером избрал примитивизм как свой стиль, весьма созвучный характеру художника, светлому и ироничному. В своем многогранном творчестве (живопись и графика, фотография и объекты, проза и поэзия) проявил себя как личность неординарная, «единичная». Олег Лягачев. В конце 1960-х увлекается разработкой собственной живописной системы, которую называет «семиотическим искусством». В 1975 году эмигрирует во Францию, где продолжает развивать семиотическую живописную систему. Пройдя период увлечения экспрессионизмом, к 1990-м годам вновь приходит к семиотике и к середине 90-х — к «абстрактному классицизму» (авторский термин художника). О. Лягачев — создатель литературной группы «Чертополох», автор рассказов и повестей. Автор семи книг поэзии, четырех романов (под псевдонимом Хельги Лужин) Владимир Видерман в 1970-е годы придерживался фигуративных форм в живописи и графике, но использовал свободное обобщение, которое тяготело к геометрическому знаку. В 1980-е происходил постепенный переход к очищенной абстрактной форме, воспринятой от мастеров русского авангарда. С 1980-х и по сей день работает в стиле геометрической абстракции, передавая разнообразные взаимодействия локально окрашенных элементов композиции, исследуя зависимость динамики и статики от цвета и формы. Юрий Жарких. Живописец, график, талантливый организатор и общественный деятель, инициатор выставок неофициальных художников в ДК им. И.И.Газа и ДК «Невский», сыгравший важную роль в формировании Товарищества экспериментальных выставок. С 1970-х проявился как самобытный художник, создавший собственный, незаимствованный живописный стиль. После переезда во Францию (1978) развивает свою творческую систему, вобравшую увлечение аналитическим методом П.Филонова, сюрреалистические формы спонтанного воображения, традиции русского авангарда и немецкого экспрессионизма. Работы Ю. Жарких сочетают чисто живописные достоинства с глубоким эмоциональным переживанием - близкой П.Филонову «мировой скорбью». Анатолий Путилин в ранний период творчества испытал воздействие П.Филонова и К.Малевича.  В 1970-е появляются его знаменитые Овоиды. «И однажды они явились ко мне – вестники из другого мира. Я нашел свою формулу духовности – Овоид или Сфероид. Явился он, как всегда, неожиданно. Но можно легко рассмотреть его прообраз во многих предыдущих работах: стремление разных странных персонажей и предметов к объему, к попытке оторваться и воспарить». В 1975 Путилин в ДК «Невский» А.Путилин впервые выставляет свои овоиды, и с тех пор эта тема остается в его творчестве неизменной — в Ленинграде конца 70-х и в Париже, куда художник эмигрировал в 1979 году. При несхожести живописной манеры и творческих установок 10 художников, представленных на выставке, обнаруживают несомненное сходство: в масштабности личностей, не ограниченных кругом живописных интересов, но ярко проявляющихся в других областях, будь то поэзия или музыка, проза или философия, и несгибаемость творческой воли, воспитанная, быть может, в яркий и героический период легендарных выставок ленинградского андеграунда.

Читать полностьюНашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Вы - организатор выставки? Увеличьте число его посетителей во много раз, воспользовавшись платными пакетами.
Страница создана 01.12 и обновлена 04.12.2014
Похожие мероприятия в Санкт-Петербурге
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Angry Birds Activity ParkПарк активного отдыха Angry Birds Activity ParkGorilla ParkПарк развлечений Gorilla ParkЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ПетроградскойУкроп на ВосстанияКафе Укроп на Восстания

Отзывы о событии Выставка "Нонконформисты, 40 лет спустя"Пожаловаться
Оценить событие   
Общая оценка  10.00

Комментарии посетителей о событии в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 

Прошедшие события

Главное в Петербурге
Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть подарки и украшения от компании "Русские самоцветы".

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку