Картина Питера Брейгеля Младшего «Проповедь Иоанна Крестителя» долгие годы не была выставлена на экспозиции.
Выставка приурочена к завершению ее реставрации и дню памяти Н.Н. Никулина (10 лет со дня смерти), многолетнего хранителя нидерландской и немецкой живописи в Государственном Эрмитаже, профессора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
В 1566 году основатель династии художников Брейгелей – Питер Брейгель Старший – написал картину "Проповедь Иоанна Крестителя". Ряд исследователей предполагает, что, изображая тайную проповедь в лесу, он отсылает зрителя к протестантскому движению, развернувшемуся как раз в середине XVI века в Нидерландах. Позднее многие нидерландские художники повторяли этот сюжет с разной степенью точности. Эрмитажный вариант написан сыном художника и датирован 1604 годом.
Проповедующий Иоанн Креститель стоит на холме на опушке леса, окружённый многочисленной толпой слушателей. Они так тесно обступают проповедника, что рядом нет свободного места, поэтому несколько человек даже забрались на деревья. Художник показывает пришедших людей, акцентируя внимание на их поведении, внешнем виде, выражениях лиц.
В 1566 году основатель династии художников Брейгелей – Питер Брейгель Старший – написал картину «Проповедь Иоанна Крестителя». Ряд исследователей предполагает, что, изображая тайную проповедь в лесу, он отсылает зрителя к протестантскому движению, развернувшемуся как раз в середине XVI века в Нидерландах. Позднее многие нидерландские художники повторяли этот сюжет с разной степенью точности.
Эрмитажный вариант написан сыном художника и датирован 1604 годом. Картина несколько отличается от оригинала. Видимо, она была написана по авторскому рисунку на картоне, оставшемуся в мастерской, поскольку оригинал уже находился у заказчиков. С этим может быть связано и различие в колорите – многие детали отличаются по цветовому решению, при этом сохраняя точное положение на картине. Стараясь максимально подражать работе отца, Брейгель-сын всё же более свободен в передаче лиц, пишет их в свойственной ему манере.
Проповедующий Иоанн Креститель стоит на холме на опушке леса, окружённый многочисленной толпой слушателей. Они так тесно обступают проповедника, что рядом нет свободного места, несколько человек даже забрались на деревья. Художник показывает пришедших, акцентируя внимание на их поведении, внешнем виде, выражениях лиц, каждого из них можно рассматривать в деталях. Так, на первом плане слева от ствола большого дерева сидят на земле, почти спиной к зрителю, мужчина в синей одежде и женщина в синем плаще и широкой круглой светлой шляпе с ребёнком на руках. Возле неё в полосатом одеяле цыган гадает по руке горожанину. В глубине картины справа – река Иордан, за которой видны горы.