Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Подражая древним образцам"

4739

Страница создана 03.02.2021 и обновлена 22.02.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
8 февраля 2021 г. 10:00
и 1 июня 2021 г. 13:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 314-30-80 Государственный музей истории религии
СПб, ул. Почтамтская, д. 14/5 на карте
  Садовая (1.1 км построить маршрут до метро)
  Сенная площадь (1.2 км пройти от метро)
  Спасская (1.2 км)
  Адмиралтейская (900 метров)
  Невский проспект (1.5 км)
  Гостиный двор (1.8 км)

Адмиралтейский район
Цена, Р 100-250100
Сайт http://www.gmir.ru
Теги прикладное искусствоклассическое искусствоискусстводо 250 рубвременные выставкивыставки прикладного искусстватематические выставки
 

Мероприятия в Государственном музеи истории религии

18 мая 2024 18:00Ночь музеев 2024 в Музее истории религии
Этой ночью речь пойдет о сакральных символах и их значениях. Сакральный символ &mdash...

300-750 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

В Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная неовизайнтийскому стилю, ставшему чрезвычайно популярным в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Российской империи во второй половине XIX – начала XX века. На выставке представлено около 70 предметов: напольные светильники, хоругви, лампады, архитектурные детали, иконы и оклады, церковная утварь и эскизы. Большинство предметов было изготовлено для двух храмов в Царском Селе - церкви свв. равноапостольных императора Константина и царицы Елены при Дворцовом госпитале и Федоровского Государева собора.

Неовизантийский (или русско-византийский) стиль – направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Стремящийся к воспроизведению духа и формы стилей прошлого историзм необычайно быстро вошел в моду и захватил умы архитекторов по всей Европе. Широкое международное распространение получили «нео-стили»: необарокко, неоготика, неомавританский и неороманскаий стили, неогрек, и, конечно, неовизантийский стиль.

Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле, начали появляться еще в первой половине XIX века, а его основоположником многие исследователи считают Константина Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве. Постепенно неовизантийский стиль распространился на всю империю. Среди его классических образцов можно назвать Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, Собор Александра Невского в Тбилиси (Тифлисе), Казанский собор в Оренбурге и многие другие. Русские архитекторы обращаются не только к привычным образцам московской и ярославской архитектуры XVII века, но и к более ранним образцам новгородского и псковского зодчества, к образцам раннего византийского искусства. Этому способствовал и общий подъем интереса к древней архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству. Коллекционирование древних икон, расчистка их от записей привела к изменению представлений о русской иконописи. Церковные художники начинали отходить от академизма и работать в новой манере, органично вплетая в новые формы элементы древней традиции. Мощнейшими выразителями нового этапа в развитии церковной живописи стали работы членов неформального «абрамцевского кружка» - Василия Васнецова и Михаила Нестерова. Аналогичные изменения затронули и наиболее консервативную сферу – церковное декоративно-прикладное искусство. Одним из идеологов нового стиля здесь стал Сергей Иванович Вашков, работавший в московской фирме по изготовлению церковной утвари «П.И. Оловянишникова сыновья».
Первый раздел выставки представляет предметы, выполненные в стиле, навеянном образами базилик первых веков христианства (IV – VI вв.). Элементы, характерные для раннего периода в развитии христианского искусства – различные акронимы имени Иисуса Христа, изображения рыб, пальмовых ветвей, якорей и т.д. – становятся мотивами, использующимися повсеместно при строительстве и оформлении храмов. Одним из таких храмов стала Пещерная церковь свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены при Царкосельском Дворцовом госпитале.

Пещерная церковь появилась в результате перестройки, необходимой для расширения Госпитальной церкви. Перестройка была поручена архитектору Сильвио Данини, который представил свой проект в 1909 году. Убранство Пещерной церкви должно было отсылать к ранним памятникам христианского искусства, к церквям Равенны, Торчелло и римских катакомб. Эскизы утвари были заказаны художнику С.И. Вашкову и выполнялись фирмой «П.И. Оловянишникова сыновья» в Москве, часть утвари отливали в литейной мастерской В.З. Гаврилова в Санкт-Петербурге, мраморную резьбу для храма исполнили П.Н. Чирков и Н.И. Егоров по рисункам Данини. На выставке посетители увидят некоторые предметы убранства церкви: напольные светильники, хоругви, лампады в виде рыб и цветов лилии, литургическую утварь. Впервые будут экспонироваться иконы из Пещерной церкви с изображениями св. Варвары, св. царицы Александры и свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены, написанные в мастерской Н.С. Емельянова. Для храма, чье убранство должно было быть выполнено в стиле раннехристианских базилик, золотой фон икон был выполнен «под мозаику» (в подражание мозаикам Равенны).

Второй раздел выставки представляет «русскую составляющую» русско-византийского стиля. Подготовка к празднованию 300-летия династии Романовых привела к тому, что во многих частях империи, и, в особенности, в столице, сооружаются храмы, ориентирующиеся на образцы русского искусства XVI - XVII вв. Одним из таких храмов был Федоровский Государев собор в Царском селе. Собор был задуман как полковая церковь для Сводного пехотного полка и Собственного императорского конвоя, он был заложен в 1909 году, в 1912 году освящен, а к 1913 были окончены все строительные работы. Собор, построенный по проекту архитектора В.А. Покровского, состоял из двух церквей – Верхнего храма, освященного во имя Федоровской иконы Божией матери, и Нижнего, Пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Над устройством и убранством Нижнего храма работал помощник Покровского, архитектор В.Н. Максимов. В отличие от Верхнего храма, полная отделка которого, к сожалению, не была завершена к 1917 году, Нижний Пещерный храм был полностью обустроен. Среди чудом сохранившихся подлинных предметов из убранства храмов, в первую очередь, стоит назвать украшенную басменным окладом икону «Моление Серафима Саровского на камне» из Нижнего храма, а также двухстороннюю хоругвь с изображениями Св. Ветхозаветной Троицы и Сергия Радонежского из бокового придела Верхнего храма. Дополняют выставку рисунки-эскизы утвари в русском стиле для фабрики Овчинникова.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеПочувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsГосударственный музей-заповедник ПетергофГосударственный музей-заповедник ПетергофСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+IT ресторан ИгристыеIT ресторан Игристые
Отзывы о событии Выставка "Подражая древним образцам"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Анастасия31 марта 2019 г. 11:05
Экскурсия прошла восхитительно. Так доступно и интересно расказали про религии мира. Также мы наглядно познакомились с атрибутами. В общем, мы довольны.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Дарья30 марта 2019 г. 18:18
Очень интересный музей о религиях народов разных времен. Меня интерисует эта тема. поэтому приехав в Питер. я посетила именно это напраление. Довольна!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оксана21 апреля 2018 г. 18:03
Хамский персонал, который портит настроение на день вперёд. Не советую.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Евгения4 ноября 2014 г. 9:42
вчера ходили в этот музей, был 1-й понедельник месяца,на сайте музея четко указано что это день свободного(бесплатного)посещения,НО ,прийдя мы увидели обьявление что бесплатный день переносить с 3-го на 10-е ноября,,,,ну мы,естественно,уже не стали менять планы,а купили билеты и пошли,,,, и так поступили многие,не будешь ведь уходить,уже запланировали,приехали,пообещали детям,это возмутительно,это жульничество!!! сначала заманить"бесплатным " билетом,а потом перенести,зная что люди ,а их было немало в "бесплатный" день, никуда не денутся,пойдут и за деньги. при чем на сайте музея о переносе социального дня не сказано было ни слова!!! безобразие!!! обман!!!отвратительно!!! НЕТ СЛОВ ПРИЛИЧНЫХ ЧТО Б ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аннапетербург30 мая 2014 г. 11:38
Музей создан потрясающий. Прекрасно, что туда на экскурсии водят школьников. Дети в восторге от экспозиции. Но с экскурсоводами в музее проблема. Как сказал мой ребенок, экскурсия была скучная и показывали "не то". Более того, экскурсовод оказалась не готова и психологически работать с детьми - вступила в конфликт с 11-летними детьми. Видимо нынешний директор музея ответственный хранитель, но не музейщик и поэтому не способна развивать проект.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю