Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Выставка "Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской»"

7053

Страница создана 06.11.2020 и обновлена 09.12.2020

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 6 декабря 2020 г. 11:00
по 30 марта 2021 г. - 4 апреля 2021 г.
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
  Невский проспект (901 метр пройти от метро)
  Гостиный двор (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 500500
Сайт https://www.hermitagemuseum.org
Теги прикладное искусствоисториядо 500 рубвременные выставкивыставки прикладного искусства
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания
Ближайшие похожие события

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

13 апреля 2021Выставка "Оман - страна ладана"
Выставка посвящена археологическим сокровищам 3–1-го тысячелетия до н. э.,...

500 Руб.
13 апреля 2021Выставка "Сундук с историей или история с сундуком. Дорожный сундук Александра III"
На выставке будет представлен уникальный экспонат – сундук-трансформер, принадлежавший...

500 Руб.
13 апреля 2021Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier"
Выставка посвящена пятилетию совместного реставрационного проекта Государственного...

500 Руб.
24 апреля 2021Выставка "Искусство русского офорта. Вторая половина XIX - начало XX века"
Выставка посвящена русскому офорту второй половины XIX – начала XX века: времени...

500 Руб.
8 мая 2021Выставка "По разные стороны линии фронта"
Книжные, графические и документальные памятники, созданные в советских и немецких...

400-700 Руб.
27 мая 2021Выставка "Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Образы и символика"
Выставка посвящена 800-летию со дня рождения Александра Ярославича, князя Новгородского...

500 Руб.
16 июня 2021Выставка "Книги мастеров сюрреализма. Из коллекции М.И. Башмакова"
Выставка задумана как завершение и итог экспозиционной программы, посвященной книгам...

400-700 Руб.
27 ноября 2021Выставка "Фотограф Императорского Эрмитажа Ф. Л. Николаевский"
Выставка посвящена творческому пути первого и единственного фотографа Императорского ...

500 Руб.
4 декабря 2021Выставка "Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I-IV веков"
Выставка познакомит посетителей с творчеством мастеров стеклоделия римской провинции...

500 Руб.
8 декабря 2021Выставка "Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения"
В 2021 году исполняется 550 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера (1471–1528)...

500 Руб.
9 декабря 2021Выставка "Библия Гутенберга. Книги Нового времени"
Центральным экспонатом выставки станет Библия Гутенберга из собрания Российской ...

500 Руб.
Показать все


Внести изменения Внести изменения
 

Экспозиция к 300-летию со дня рождения создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова (1720–1758) представляет уникальные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, исполненные первым фарфористом России и являющиеся ценнейшими образцами отечественного искусства 1740–1760-х годов.

Дмитрий Иванович Виноградов родился в городе Суздаль в 1720 году. Он обучался в Славяно-греко-латинской академии (Спасские школы) на территории московского Заиконоспасского монастыря, где познакомился с М.В. Ломоносовым. В 1735 году Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов в числе других учеников были отправлены в Санкт-Петербург для продолжения образования в Академии наук. Затем в 1736 году Дмитрий Виноградов изучал химию, историю, физику и другие науки в университете Марбурга и в центре горнорудной промышленности во Фрейберге, а также совершил поездку по Германии для ознакомления с горными и заводскими предприятиями. Возвратившись в Санкт-Петербург в 1744 году, он успешно сдал экзамены и получил звание бергмейстера (горного инженера).

Основанная императрицей Елизаветой Петровной в Санкт-Петербурге в том же 1744 году Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 – Императорский фарфоровый завод) положила начало фарфоровому делу в России. Елизаветинской маркой на фарфоре стал герб Российской империи в виде двуглавого орла, подчеркивающий государственную значимость производства. По предписанию Высочайшего двора надпись на пробной чашке из отечественного фарфора должна была начинаться словами: «Первое в России и из земли российской».

В XVIII веке фарфор слыл роскошью и был востребован как раритетный материал, секрет которого долго оберегался Востоком. Долгожданное открытие тайны «чистого порцелина» произошло именно благодаря таланту и усердию Д.И. Виноградова. В своем научном труде «Обстоятельное описание чистого порцелина как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием всех к тому принадлежащих работ» (1752) Дмитрий Виноградов впервые в европейской практике описал технологию производства фарфора. Первые удачные изделия, вышедшие из под руки Д.И. Виноградова, заложили основу для будущего успешного производства фарфора в России.

Визитной карточкой виноградовского фарфора в Государственном Эрмитаже является представленная на выставке уникальная чаша с рельефной виноградной лозой, отмеченная личным синим подглазурным клеймом мастера «W» и датой: «1749». Виноградная лоза сопоставляется с именем русского мастера, а стилистически ‒ с оформлением мейсенского фарфора, на который тогда ориентировалось петербургское производство.

Изделия из отечественного фарфора органично вписывались в великосветский быт XVIII столетия. В личном обиходе дам и кавалеров появлялись фарфоровые табакерки, их коллекционировали, дарили друг другу. Формы изделий отличались разнообразием: туфелька, барабан, морская раковина, виноград, яблоко и другие, для заказов частным лицам предлагались «пакетовые» табакерки – плоские коробочки в виде запечатанного конверта с надписями, воспроизводящими факсимильный почерк владельца, и имитацией сургучной печати. На выставке экспонируется «пакетовая» табакерка на высочайшее имя основательницы российского производства, с надписью: «Еѣ Iмператорскому Величеству Елисаветѣ Петровнѣ Самодержицѣ Всероссiйской Г~дрнѣ Всемилостивѣйшей» (1753).

К ранней продукции Невской порцелиновой мануфактуры относятся пасхальные яйца с вертикальными отверстиями для подвешивания на ленте. Подобные символичные подарки были традиционными вплоть до начала XX века, их получали на Пасху придворные и приближенные к Императорскому двору. На выставке можно увидеть редкий экземпляр виноградовского периода ‒ Яйцо пасхальное с цветочной росписью (1750-е годы) ‒ произведение входит в тройку известных на сегодня маркированных яиц петербургского производства времени Елизаветы Петровны. Особого мастерства изготовления требовали фарфоровые скульптуры, к которым относятся экспонируемые тонко проработанные шахматные фигуры (1750-е годы).

В ассортимент изделий Невской порцелиновой мануфактуры входили коробочки-бонбоньерки, кувшины и кружки, чайницы, чашки «разных манеров», ложки и черенки для приборов, флакончики, десертные и столовые тарелки, рюмочные и бутылочные передачи, декоративные вазочки. Именной елизаветинский фарфор украшался монограммами владельцев и геральдическими изображениями, в частности родовыми гербами. В этих изделиях отразились все направления рокайльно-барочного искусства второй половины XVIII века. К основным темам относились орнаментальные и растительные композиции, голландские и китайские сюжеты, портреты и баталии, мифы и аллегории, пасторали и пейзажи, птицы из энциклопедических печатных собраний. В живописи предметов преобладала цветочная роспись, «шинуазри», «амуры в облаках», «штофный» декор. В то же время в русском фарфоре появляются первые опыты «картинной» живописи: миниатюрные реплики «малых голландцев».

С особой тщательностью оформлялись чайные и кофейные сервизы, выпуск которых увеличился со второй половины 1750-х годов. На выставке представлены предметы из пышного Собственного чайного сервиза императрицы Елизаветы Петровны с росписью свисающих цветочных гирлянд из незабудок и роз на золоченом фоне (1759‒1762).

Значительным событием в жизни русского Двора стало долгожданное появление на императорском столе первого сервиза из отечественного фарфора – Собственного столового и десертного сервиза Елизаветы Петровны (не ранее 1756‒1762), предметы из которого экспонируются на выставке. В декоре фарфоровых изделий выделяются лепные гирлянды из роз, украшающие основания корзинок, мисок, солонок. Сквозным орнаментом стала популярная в середине XVIII века трельяжная «решетка» (сетка), отчего сервиз обрел еще одно название: «Собственный решетчатый». Места пересечений позолоченных линий отмечены на изделиях столовой части пурпурными незабудками. Предметы десертной части украшены теми же цветочками с голубыми лепестками, – именно так декорирована представленная на выставке ажурная корзинка. Этот раритет Государственный Эрмитаж приобрел в свою музейную коллекцию в 2020 году. Производство Собственного сервиза Елизаветы Петровны определило дальнейшее процветание молодого российского предприятия, первый сервиз из русского фарфора стал прообразом эффектной кобальтовой сетки – успешного бренда современного петербургского производства фарфора.

В честь юбилея изобретателя русского фарфора Государственный Эрмитаж совместно с Императорским фарфоровым заводом провели художественную акцию ‒ «Образ Дмитрия Виноградова». Ее итогом стало создание фарфоровой скульптуры ‒ поэтизированного образа первооткрывателя национального фарфора. За основу была взята белая бисквитная фигура, созданная в 2005 году по модели советского мастера Глеба Садикова (1968). Сведений о внешности ученого почти не сохранилось, известно, что он был высокого роста с темно-каштановыми волосами. Хранители и эксперты Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа предоставили исторические материалы по отечественной истории живописи, костюма, мебели, фарфора XVIII века, следуя которым Нелли Петрова, Главный художник АО «Императорский фарфоровый завод», расписала белую фигуру, внеся свой художественный стиль в «лицечертание» первого русского фарфориста. На фигуре рядом с маркой современного производства, воспроизводящей елизаветинского двуглавого орла, размещены юбилейные надписи: «1720–2020 / Дмитрий Виноградов / 300 лет».

Скульптура «Дмитрий Виноградов» станет даром в коллекцию музея и напомнит о многолетних дружественных связях между Государственным Эрмитажем и Императорским фарфоровым заводом.

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа (заведующий В.А. Фёдоров). Автор концепции, куратор выставки – Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения.

К выставке сотрудниками Государственного Эрмитажа подготовлены: одноименный фильм, автор сценария – Анна Маслова; и научное иллюстрированное издание «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора "из земли российской"» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2020), автор текста ‒ Ирина Багдасарова, дизайн – Ирина Далёкая.

Выставку в Арапском зале Зимнего дворца можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы)

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Ястребиное озеро Ястребиное озеро Музей советских игровых автоматов Музей советских игровых автоматовПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийАктивный отдых для детей с Angry BirdsАктивный отдых для детей с Angry BirdsМузей уличного искусстваМузей уличного искусства
Отзывы о событии Выставка "Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора «из земли российской»"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Анастасия4 октября 2019 г. 15:04
В Эрмитаж можно ходить хоть каждый год по несколько раз, и всегда находить новое для себя, и все такое прекрасное. Кто живет в Питере знает, что лучше ходить не в разгар туристического сезона, когда очереди длинные и внутри весьма людно, трудно сразу подойти к экспонатам и вообще впечатление смазывается из-за скученности и постоянного брожения толп людей. Как же счастливы работники музея, кто может видеть все это великолепие после закрытия для посетителей или до него, когда людей совсем нет и никто не мешает. Если пойти летом, то полдня в очереди уйдет и потом до закрытия не так много, все не посмотришь.
Ответить
Пожаловаться 0 / -1
Посетитель музея.6 сентября 2019 г. 22:56
06.09.2019 в 19:55 столкнулся с хамским поведением проверяющего на входе в в Главный штаб.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся30 марта 2019 г. 11:54
Мне посчастливилось посетить Эрмитаж без очереди в кассу. Все потому, что я заранее распечатала билеты с сайта. Всем недовольным рекомендую поступать также.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное

Прогноз погоды

Ясно

+7°..+10°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Пройдите нашу викторину и выиграйте отличные сувениры от телеканала ТНТ.

Лучшее за неделю