Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Сиамак Филизаде. Рожденные пешками"

4841

Страница была создана и обновлена 22.08.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 14 декабря 2023 г. 10:00
по 14 апреля 2024 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 324-08-09 Музей современного искусства Эрарта
СПб, 29-я линия В.О., д. 2 на карте
  Василеостровская (1.9 км построить маршрут до метро)
  Приморская (2.0 км пройти от метро)
  Спортивная (3.1 км)

Василеостровский район
Цена, Р 600-1000600
Сайт https://www.erarta.com
Теги современное искусствоискусствоминиатюрадо 1000 рубперсональные выставкихудожественные выставкитематические выставки
Возрастной рейтинг 18+
Событие прошло?
Подпишись на Эрарта,
получай отзывы и напоминания

Мероприятия в музее современного искусства Эрарта

25 апреля 2024 10:00Выставка Жерара Юфера "Один день в музее"
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Жерара Юфера....

600-1000 Руб.
31 июля 2024 10:00Выставка современной японской фотографии "Город и люди"
Музей Эрарта представляет выставку современной японской фотографии «Город и...

600-1000 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Имя иранского художника Сиамака Филизаде широко известно: его произведения находятся в постоянном собрании Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а также в коллекциях других авторитетных арт-институций по всему миру.

Подобно классическим персидским миниатюрам, работы Сиамака изобилуют деталями: созданные им фантастические мегаполисы, где персонажи, предметы и смыслы сплетаются в сложные узоры, можно разглядывать часами. Чем дольше вы всматриваетесь в них, тем больше подробностей замечаете, и тем больше при этом ускользает от вашего взора. Предлагаемая вниманию зрителя серия работ Сиамака под заслуживающим отдельного разговора названием «Важных новостей не бывает» содержит несколько сквозных сюжетов с участием персонажей, известных по предыдущим работам автора. Перед нами в очередной раз разворачивается грандиозная панорама новейшей истории некой воображаемой страны, где социальные потрясения, культурные сдвиги, военные перевороты, межконфессиональные конфликты и прочие горячие темы современности развиваются одновременно.

Характеры главных персонажей Сиамака — главнокомандующего, алчного пожирателя нефти, клоуна, тучного султана и пророка — подчеркнуто утрированы. Яркость их образов усиливается присутствием рядом с самими героями их сфер влияния, сделанных художником зримыми благодаря отдельным «говорящим» деталям. Партии «звезд первой величины» разыгрываются в постановках Сиамака на фоне людских толп. Фигуры, из которых складывается толпа, подобны пешкам на шахматной доске: они знают свое место и правила игры и четко работают на короля — в этом заключается их главная и единственная задача. Хрестоматийные шахматные партии обычно начинаются с хода пешкой. Ее вбрасывают в игру не раздумывая, и продвигаться она может только вперед, но при этом не может обойти стоящую перед ней фигуру — таков табель о рангах. В отличие от других шахматных фигур, пешка не может ходить назад, ей доступна лишь одна альтернатива: наступать или быть битой. Взятую пешку противника снимают с доски и, как правило, ставят тут же рядом — так игрокам проще ориентироваться в ходе шахматного поединка. В работе Сиамака «Черная пятница» происходит нечто подобное: поверженные «пешки» выставлены на всеобщее обозрение, подобно жертвам средневековых публичных казней. Как и в том глубоком прошлом, эти несчастные служат потехой толпе: сжимающие их горло удавки украшены связками ярких воздушных шариков. Так принесенные в жертву агнцы выполняют свое предназначение — напоминать всем о том, что те тоже рождены «пешками». Такой же посыл содержится в работе Сиамака «Ты солдат», представляющей собой современную интерпретацию знаменитого агитационного плаката 1914 года с изображением лорда Китченера: когда требуется военная мобилизация, мы автоматически лишаемся имен и становимся безымянными солдатами, пешками в большой игре, а потребоваться мобилизация может в любое время, ибо, согласно Оруэллу, «мир — это война».

Солдаты на войне — расходный материал; так и в шахматах пешками легко жертвуют, потому что их много. Работа Сиамака «Царь грядет» служит тому иллюстрацией: все «пешки» в сборе и с готовностью выстилают своими скромными одеждами путь приближающегося к ним правителя, который пока находится вне зоны видимости зрителя, но по поведению пешек мы знаем, что он где-там. Взгляд изучающего эту картину обязательно остановится на фигуре женщины на переднем плане, покорно распахивающей одежду на груди, и на мужчине с белым листом бумаги в руке, словно решившем выдать властителю карт-бланш — символический знак неограниченной власти над своими вассалами. И все же, будучи самым малоценным участником шахматной партии, пешка имеет ряд преимуществ перед другими, старшими по рангу, фигурами. Она позволяет себе больше свободы, чем другие: при том что ей разрешено ходить только вперед, она бьет по диагонали. У нее и потенциал выше: если пешке удается пройти целой и невредимой через всю доску, она может превратиться в любую из старших фигур, кроме короля: ферзя, ладью, слона или коня. В работе Сиамака «Равенство» мы наблюдаем попытку восхождения «пешек» по социальной лестнице, изображенной в виде густой чащи строительных лесов. Низ этой причудливой конструкции погружен во тьму, но по мере подъема мы все яснее различаем группы «пешек», сидящих за обеденными столами и наслаждающихся трапезой. Чем выше уровень подъема, тем изысканнее кушанья и обстановка, и тем веселее атмосфера за столом. Однако же «пешкам», не добравшимся до самого верха, некогда расслабляться: они прекрасно помнят о своей уязвимости, пока над ними есть уровень выше.

Людские толпы — важнейший компонент сцен, разыгрывающихся на полотнах Сиамака. Они представляют собой не обезличенную аморфную массу, — напротив, каждый участник наделен индивидуальными чертами, их позы динамичны, в них чувствуется энергия. При том что все одеты в одинаковую униформу военного образца, в каждой «пешке» прочитывается характер и способность превратиться в ферзя, если с ее пути убрать запирающие фигуры. В поистине театральных постановках Сиамака его «солдаты» присутствуют на сцене не в роли бессловесной массовки, но в роли античного хора — рассказчика об эпохальных событиях, разворачивающихся на сцене. А роль хора велика: ведь история делается не только теми, кто может менять ее ход своими решениями, но и теми, кто потом об этом будет рассказывать.

.Читать полностью

 

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Самый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаКонцертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy Place Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке
Отзывы о событии Выставка "Сиамак Филизаде. Рожденные пешками"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Вероника28 марта 2019 г. 12:39
Очень яркий стильный современный музей. Посетителей очень много, он завлекает своей неординарностью. Имеются кафе и ресторан, где насытившись духовной пищей, можно утолить и физический голод.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся11 марта 2019 г. 13:35
Необычное и безумно интересное пространство. Организаторы, видимо, пытались воплотить идею "каким должен быть современный музей". Получилось что-то невероятное. Во-первых, это чуть ли не единственный музей, который работает до 10 вечера. Во-вторых, здесь много что интерактивное и часто находится в движении (поэтому, кстати, сразу при входе висит табличка - детей одних не оставлять). В третьих, здесь нет гардероба и посещение музея точно не будет испорчено традиционным "без петельки не возьму". И сумки можно оставить спокойно. Экспозиции есть временные, а есть постоянные, находятся в разных частях здания.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алла10 января 2019 г. 10:55
Музей очень необычный. Были там вместе с гостями из другого города, зашли на постоянную выставку, и еще на временную. Попали на фотопроект. И еще озвученные картины. Формат необычный, да и что сказать, наши гости были впечатлены увиденным прямо со входа. Стильно. А еще на первом этаже можно приобрести даже картину с собой. Мы, правда, только посмотрели на это все. Но остались самые положительные воспоминания об этом месте. Хорошо что наши друзья хотели туда попасть, сами бы не собрались так целенаправленно. Были мы в будний день и отмечу, что несмотря на это было многолюдно. Есть выгодные абонементы для особо интересующихся.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Валерия13 июня 2018 г. 12:27
Была на концерте группы "Пролетарское танго". Очень здорово! После работы удалось хорошо отдохнуть, послушать красивую музыку и стихи :) Понравилось как оформлена сама "Эрарта", было ощущение, что нахожусь где-нибудь в Скандинавии.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю