26 февраля в летней мастерской И.Е. Репина в музее-усадьбе «Пенаты» открылась выставка живописных произведений петербургского художника Стаса Бородина под названием «Нормандия».
Летом и осенью прошлого года художник побывал на Нормандском побережье Франции, в местах, которые издавна были особенно притягательны для художников. Буден, Добиньи, Изабей, Моне, Брак - вот далеко не полный список французских мастеров, вдохновлявшихся пейзажами этих мест. Особенно знамениты Дьепп. Трепорт, Етрета и среди них - маленькое местечко Вёль. Помимо живописного побережья, со знаменитыми обрывами – фалезами, запечатленными в десятках работ художников, городок примечателен и тем, что в нем протекает самая короткая река во Франции (1100 метров), а на ней сооружено 13 водяных мельниц. Для нас же он интересен еще и тем, что в девятнадцатом веке Вёль полюбился не только французским, но и русским художникам. Там долгие годы жил Алексей Харламов. Бывая в Нормандии, в Вёле много писал А. Боголюбов. И именно в Вёль, летом 1874 года он привез целую группу русских художников. Среди них его подопечные - Илья Репин, Василий Поленов, Константин Савицкий - выпусники Академии художеств, получившие золотые медали за дипломные работы (это давало им право 6 лет пребывать за границей на средства Академии).
«Наша квартира прелесть что такое! Речка чистейшей ключевой воды, наш забор, деревья, зелень и этот убаюкивающий шум мельничных колес... точно в сказке. А море! Просто чудеса!»,- писал Репин В.Д.Поленову, еще задержавшемуся тогда в Париже.
Материалы о пребывании русских живописцев в Вёле собирают и популяризируют местные краеведы: Мари - Клер и Доминик Флоранс. По их инициативе в 2001 году в Вёль ле Роз( так город называется с 1895 года и он действительно утопает в розах) была устроена выставка репродукций работ, написанных в Вёле русскими мастерами. После этой выставки, ставшей большим событием для города, один из участков пешеходного маршрута вдоль реки был назван «Пассаж русских художников».
Оказаться в таких местах и писать любимые мотивы выдающихся классиков дело очень ответственное. Особенно для художника, работающего только с натуры и к тому же в формировании личного стиля которого, большое значение имели традиции французской пленэрной школы. Опыт импрессионистов и новые формальные возможности цвета, завещанные Сезанном, лежат в основе творческого метода Стаса Бородина.
На выставке в «Пенатах» он представляет 17 работ, написанных во время путешествия по Нормандии. Знакомясь с этими произведениями, ловишь себя на мысли о том, какие разнообразные возможности таит в себе живопись, если она создается кистью яркой художественной личности, обладающей своим видением и ощущением природы. Как интересно переплавляются традиции в совершенно особую манеру письма и свой живописный почерк.
Устройство в доме Репина этой выставки имеет особый смысл. В экспозиции музея, висит этюд, написанный Репиным в Вёле. Он называется «Берег моря Нормандия». Так возникает связь времён и слово традиция раскрывает свое значение.
Выставка интересна во многих аспектах. Для одних она откроет Нормандию как интереснейший уголок Франции, с его особой ландшафтной и архитектурной спецификой. Другие оценят умение художника передать эмоциональное содержание удивительных по разнообразию состояний в природе. Искушенного в живописи любителя искусства привлечет живописная культура художника, эстетика работ и, прежде всего, особое цветовое построение картин, гармоничная цельность их колористического решения.