Выставка проводится в рамках фестиваля Dairafest и накануне 100-летия трагической гибели Николая Гумилева.
Образы Египта можно обнаружить как в самых ранних, так и в позднейших текстах Николая Гумилева, в его стихах и прозе. Первоначально – это книжное знакомство поэта с культурой Египта, ознаменовавшееся выходом в Париже журнала «Сириус» и появлением на его страницах неоконченного прозаического произведения «Вверх по Нилу» («Листы из дневника»). Это – литературное воплощение мечты о встрече с загадочной страной. Результатом нескольких последовавших за этим поездок в Египет стало появление ряда поэтических текстов, в которых уже прочитывается Египет некнижный с его пейзажно-архитектурными реалиями и проблемами.
Удивительным образом с текстами Гумилева перекликается, и к сожалению, малочитаемая повесть Осима Мангельштама «Египетская марка», которая писалась в 1927 — начале 1928 г., но действие ее разворачивается за 10 лет до этого, в мае — первых числах июня 1917 г., на улицах и в домах Петрограда после Февральской революции : «тема повести простая — это тема "маленьких", никому не нужных, навсегда исчезающих людей и ничтожных, забываемых всеми реалий современности, показываемых на фоне Вечности и Большой истории» .
Коллекции архивных фотографий, отложившиеся в фондах таких петербургских музеев, как ГМИР, МАЭ РАН и МИФ, позволяют увидеть тот Египет, который предстал перед глазами русского поэта во время его путешествий. Значительную роль здесь играют богатейшие фотоколлекции и библиотека Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), научной и гуманитарной организации, созданной в России в 1882 году, уставными задачами которой являлись содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение и востоковедение. Почти сразу после своего создания ИППО вошло в число наиболее активных собирателей фотографий, посвященных Ближнему Востоку. Для нас важно, что в ходе подготовки фотоальбома с предварительным названием «Эпоха Абдулхамида II в фотоиллюстративных коллекциях музеев Санкт-Петербурга» был выявлен корпус фотографий, связанных с Египтом конца XIX – начала XX вв., который легко позволяет подобрать несколько интересных фоторабот на каждое из 29 четверостиший стихотворения Гумилева.
Важной частью выставочного проекта станет дополненная реальность к одному из четверостиший из стихотворения «Египет».