Посещение галереи по предварительной договоренности.
История отношений машины и человека началась задолго до промышленной революции, изобретения парового двигателя и прядильных станков. С развитием техники эти отношения приобретали все большую остроту и напряженность. Боязнь восстания машин сопровождает человечество уже несколько веков, и этот страх озвучен во многих фильмах и книгах. Машины же стремятся все больше быть похожими на человека и уметь делать то же самое, что и люди, во всех сферах. Неудивительно, что они давно посягнули на территорию визуального искусства: роботы имитируют руку художника и создают графические произведения, переводят оригинальную графику в 3D-скульптуры. Развитие технологий также привело к тому, что художники стали активно использовать их в своем творчестве: так на рубеже веков появились видео- и саунд-арт, кибер- и медиаискусство.
Гуманизм, носителем которого всегда был творец, подвергается кибератакам: упрощение производства всего и вся, доступность архивов и высоких технологий, с одной стороны, делают художника всемогущим демиургом, а с другой —порождают сопротивление, побуждают выстраивать систему самоограничений. Художник, поэтизирующий любую форму нечеловеческого, механистического, вожделенно глядящий на старый принтер или моток пленки «Свема» 1989 года выпуска, несет в своем творчестве ностальгию по вышедшим из употребления технологиям, ставшим такими беззащитными. Эта новая тенденция возникла в противовес идее ультрасовременного, сверхтехнологичного, всего того, что считается сегодняшним трендом. Последние достижения техники, которая продолжает мимикрировать под человека, отвергаются ради обращения к материалам из прошлого, вызывающим большее доверие, — что и становится темой выставки: взаимодействие и противостояние художника и технологий, оригинала и суррогата, случайного и предсказуемого — неисчерпаемый разговор о времени и механизмах возникновения произведения искусства.