Лекцию Александра Кибасова из цикла "Штудии" 2017 года.
В момент встречи зрителя с абстрактным произведением искусства почти всегда разыгрывается немая сцена. Потенциал её чаще всего оказывается неисчерпанным: зритель выбирает какой-нибудь стереотипный выход в духе «я так тоже могу!». Откуда берётся эта поразительная самоуверенность и неожиданное воодушевление? Что за ними стоит? Об этом речь пойдёт на лекции, посвящённой одному из самых важных произведений мирового авангарда.
После того как в 1915 году Малевич написал «Чёрный квадрат», беспредметники оказались в трудном положении: супрематизм грозил подмять под себя всё возможное абстрактное искусство. И вот, спустя два года ― в 1917-ом ― Ольга Розанова (1886–1918) создаёт работу, которая открывает новые горизонты: «Зелёную полосу». В ней преодолевается и сентиментальность абстракций Кандинского, и декоративность супрематизма. Это полотно ― одно из наиболее бескомпромиссных, «неприрученных» авангардных полотен, совершенно несправедливо оставшееся в тени известной вещи Малевича, ― можно, таким образом, считать ключевым для русской беспредметности.
Парадокс «Полосы» в том, что она полностью исчерпывает потенциал искусства «на холсте», но в то же время является мощным генератором почти всех современных живописных и пластических поисков: от Поллока до Капура. «Полоса» ― это линия старта и траектория движения модернистских художественных практик: и абстрактный экспрессионизм, и акционизм, и концептуализм невольно продолжают «линию» Розановой.
Александр Борисович Кибасов (г. р. 1987) — историк искусства, сотрудник Государственного Русского музея. Избранные проекты в ГРМ: лекционные циклы ― «XX век. Направления» (2015–2017) и «XX век. Объекты» (2017–2018), круглые столы ― «Чёрный квадрат: первые 100 лет» (2015) и «О Кандинском в искусстве» (2016). Области интересов: структурализм, психоанализ, социология искусства, эстетическая теория, формализм и авангард.
Требуется предварительная регистрация.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Очень полезно посетить этот музей, узнать о послевоенных советских временах. Оказывается все было не так уж серо и пресно в СССР, как нам это сейчас преподносят.
Великолепное, бесподобное место! Все-таки с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург был потерян огромный культурный пласт - тот самый Ленинград, который реально был культурной столицей со своими традициями, бытом, частично языком. А здесь все это сохранили. Для кого-то посещение этого музея, наверно, как путешествие в прошлое, для детей - путешествие в параллельный мир, не меньше. Отлично подобрана экспозиция - ничего лишнего, быт, как говорится, бытом, но предметы подобраны именно с акцентом на город как культурный центр, много журналов, статуэток, игрушек. Безумно атмосферное место