Лужский историко-краеведческий музей основан в 1976 г. В 1977 г. к 200-летию со дня основания города были открыты две первые выставки, посвященные революционным событиям 1917 г. и Великой Отечественной войне, а также социалистическому строительству. Создание музея завершилось в 1983 г., когда были открыты постоянные экспозиции. В выставочном зале музея часто устраиваются выставки местных художников и умельцев.
25 октября исполнилось 105 лет со дня смерти писателя Алексея Алексеевича Тихонова-Лугового, чья жизнь и творчество пришлись на конец XIX - начало ХХ в...
Среди областных музеев-участников "Ночи искусств" - "Дом станционного смотрителя" в Выре, где запланирована интерактивная театрализованная программа и...
Сотрудники музея прекрасно выполняют свою работу. От этого хочется каждый раз возвращаться в музейВ музее особенная теплая атмосфера, благодаря невероятному труду работников музея. Расположен музей на ул. Красной Артиллерии, 11А. Знаю, что и из района приезжают в наш музей.Музей интересен тем, что хранит в себе память различых времен, прожитых нашим городом.
16 мая 2018 г. 14:1810
Люди работают здесь приятные, мне очень понравился персонал) Спасибо большое за отличную работу)
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Петр Иванович
29 марта 2019 г. 18:49
Лужский музей хранит память о нашем крае, о том как жили, трудились и воевали наши прадеды. Здесь хранятся многочисленные фотографии, предметы быта, оружие и даже украшения наших земляков.
Я очень люблю посещать музеи, связанные с Великой Отечественной войной. Я уверен, что нужно помнить подвиг наших русских людей. Недавно я был в музее, смотрел экспозицию, посвящённую подвигу местных жителей в военные годы. Очень много узнал о Лужском рубеже, партизанских отрядах, освободителях от фашистских захватчиков. Кроме того, интересно было узнать а самом крае. Я сам живу в Петербурге, поэтому практически ничего не знал о Луге. В музее увидел интересные палеонтологические находки, очень древние даже есть. В целом посмотрел-почитал об истории, природе, населении Луги. Очень познавательно, всем советую)
К 120-ЛЕТИЮ СОБОРА КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЛУГЕ
Собор во имя Казанской иконы Божией Матери, 1901 – 1903 гг., колокольня 1904 г., арх. Н.Г. Кудрявцев.
Собор во имя иконы Казанской Божией Матери долгое время был единственным действующим храмом Луги, и поэтому хорошо известен горожанам. Его до недавнего времени голубой, а ныне покрытый медными листами, купол возвышается в окружении усадебной застройки на северной окраине зажелезнодорожного района города. Вид на храм открывается с железной дороги, словно приветственный знак, для подъезжающих к Луге со стороны Санкт-Петербурга.
Казанский собор, безусловно, входит в число наиболее красивых построек города. Его архитектурные достоинства отмечали еще дореволюционные столичные журналы, сообщая об открытии в Луге новой православной церкви. До недавнего времени, имя её зодчего оставалось забытым. Вспомнить его помогла подпись под архивными чертежами церкви – Николай Галактионович Кудрявцев, автор проекта Троицкой церкви в быв. имении архитектора «Ведрово» (санаторий «Жемчужина»).
Переезд Кудрявцевых в Лугу совпал с расширением городских территорий за счет нарезки усадебных участков за железной дорогой. Эта часть города стала популярной дачной местностью. Особенно интенсивно новое строительство велось от реки Наплотинки до Боровичского переулка. Здесь, на специально запроектированной площади, при пересечении Тверской улицы (ныне ул. Гагарина) с Лисьим переулком, и было решено возвести Казанскую церковь. Инициаторами ее строительства стали почетный гражданин и городской голова И.В. Якшинский, потомственный дворянин Д.М. Краевский, отставной генерал-майор А.А. Пешков. Возводить церковь было решено на пожертвования местных жителей.
Возможно, что переезд Н.Г. Кудрявцева в Лугу оказался весьма кстати, чтобы именно ему было поручено разработать проект Казанской церкви. Чертежи храма были завершены в 1901 г. Освидетельствование постройки и освящение церкви состоялось в 1903 г. Спустя еще один год была спроектирована и построена колокольня. По названию церкви Лисий переулок был переименован в Казанский.
Современники высоко оценили художественное своеобразие Казанской церкви, сравнивали ее с величавым Софийским собором в Новгородском Кремле. Кудрявцеву действительно удалось соединить формы древнерусского зодчества, точнее, его великокняжеской архитектуры с особенностями стиля модерн, только начинавшего входить в моду. Этим художественным синтезом Казанская церковь выгодно отличается от большинства церковных зданий, появившихся в конце XIX - начале ХХ в. в русской провинции, включая С.-Петербургскую губернию, в которых русский стиль понимался как комбинация архитектурных деталей, элементов декора московских или ярославских церквей XVI – XVII вв. В контрасте с ними, Казанскую церковь в Луге отличает сдержанность наружного оформления, почти скульптурная пластика объемов, та благородная простота, которая во все века отличает подлинные шедевры от произведений подражательного характера.
Казанская церковь вместительна и светла внутри. Ее украшал четырехъярусный резной иконостас. Певчие обычно собирались из любителей, преимущественно из дачников. Однако сюда приезжал петь и знаменитый петербургский хор под управлением А. Архангельского.
Перед войной церковь была закрыта под склад, перекрыта вторым этажом. В августе 1941 года во время боев на Лужском рубеже в Казанской церкви размещался штаб 41 корпуса генерала А.А. Астанина.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Публикация подготовлена по материалу:
Лужские храмы. Том I/ А.В. Носков, О.В. Набокина – Луга: Издательство Голубева, 2010 г.
Фотографии и открытки из фондов ЛИКМ.
#изфондовЛИКМ #Лужскиймузей #Лужскийрайон #МузейноеАгентствоЛенинградскойОбласти
20.10.2024 в 16:41
КО ДНЮ ОТЦА. УКЛАД СЕМЬИ ГЛАЗЕНАП
«Вспоминая свое детство, перед моими глазами ярко встает тот уклад жизни, который мог быть только в такой дружной и спаянной семье…». Из воспоминаний дочерей С.П. Глазенапа.
В честь юбилейной даты хотим познакомить вас с воспоминаниями дочерей известного учёного, выдающегося русского астронома, садовода, профессора Сергея Павловича Глазенапа. В этих уникальных документах, хранящихся в Лужском историко-краеведческом музее, отражена жизнь и взаимоотношения в семье известного учёного. Поразительно и время, отражённое на страницах воспоминаний, это рубеж XIX и XX века – расцвет экономического и социального развития курортной Луги.
Из воспоминаний Мелиты Сергеевны Советовой -Глазенап, декабрь 1977.
«Вспоминая своё детство, перед моими глазами ярко встаёт тот уклад жизни, который мог быть только в такой дружной и спаянной семье, во главе которой стояли наши родители.
Отца нашего мы, все дети, а нас была большая семья, очень любили и уважали. Он никогда ни на кого не сердился. Если же был кем-нибудь недоволен, то применял простой и очень сильный метод – он не смотрел на того, кем был недоволен и не разговаривал с ним. И этого было достаточно для нас, чтобы прочувствовать свою вину. Он относился к числу тех редких людей, которые умеют внимательно выслушивать человека не перебивая и не навязывая своего мнения.
Вспоминая отца в период моего детства и молодости, я неизменно переношусь к пребыванию нашей семьи в Домкине. Это можно объяснить тем, что именно там, в Домкине, и именно летом, отец имел возможность проводить больше времени со своими детьми, чем в городе, где он был занят чтением лекций в Университете и научной работой. Никогда не забуду, как меня интересовали наблюдения моего отца «Солнечным кольцом» (прибором для определения точного времени).
В период изучения способов борьбы с вредителями плодовых деревьев отец пользовался статьями из зарубежных журналов. В этом вопросе моя мать Татьяна Захаровна оказывала отцу большую помощь, так как хорошо знала иностранные языки. Знание иностранных языков также давало возможность моей матери принимать участие в переписке отца с учёными и астрономами зарубежных стран.
Ещё очень ярко сохранилось в моей памяти то дружеское и глубокое уважение, с которым отец относился к моей бабушке (со стороны матери) Ольге Николаевне Бутаковой».
Из воспоминаний Татьяны Сергеевны Мартыновой (Глазенап), январь 1978г.
«У нас была большая семья и моя мать Татьяна Захаровна очень оберегала покой отца, что давало ему возможность спокойно и плодотворно работать. Но все же по вечерам, после окончания приготовления уроков, я забиралась к нему в кабинет, где всегда встречала ласковый взгляд и ласковое слово. Отец интересовался моими уроками и спрашивал, все ли хорошо у меня выполнено. Потом, когда я уже училась в старших классах, приходила к нему за помощью при решении непонятных мне задач по математике и как у него все получалось просто и ясно!
Ежегодно на время зимних, весенних и летних каникул мы всей семьей уезжали в усадьбу Домкино Лужского района Петербургской области. В Домкине отец построил, с помощью Университета астрономическую обсерваторию. В этой обсерватории каждое лето отец проводил наблюдения двойных звезд; и какой радостью для нас было, когда отец разрешал нам придти к нему в обсерваторию и полюбоваться звездами в «волшебную трубу».
И несмотря на свою постоянную и разнообразную деятельность, отец находил время быть с нами детьми, рассказывать нам что- нибудь интересное из области астрономии и поиграть с нами.
В Домкине наши родители уделяли большое внимание тому, чтобы мы все занимались спортом… Зимой у нас были коньки, лыжи, а весной и летом большие походы за ягодами и грибами для ознакомления с замечательными местами области…
Помню игру в городки, которую мы очень любили и отец часто присоединялся к нам и очень метко играл и выигрывал. А игра в лапту, горелки, палочку- выручалочку, прятки, пятнашки и много других веселых деревенских игр».
Из воспоминаний Елизаветы Сергеевны Глазенап.
«Самым ярким воспоминанием моего детства был случай, когда меня укусила собака в яблоневом саду в Домкино Лужского района, Петроградской области. Тогда мне было четыре года. Кто-то из ребят дразнил собаку и убежал, а она бросилась ко мне и укусила меня в лицо. Моя мать отнесла меня к отцу, он посадил меня к себе на колени, промыл ранку, помазал йодом, поцеловал меня и сказал: «Ну беги».
Теперь, оглядываясь на давно прошедшее детство, я вспоминаю с какой заботой и вниманием отец всегда относился к малейшим недомоганиям и заболеваниям нас, детей. Какие он давал моей матери ценные и, порою, простые советы, по оказанию помощи, не дожидаясь прихода врача.
Ярким днем в моей памяти остался день окончания школы. Вернувшись домой я увидела на обеденном столе, приготовленный для меня моими родителями подарок — коробочку с брошкой изображающей путь двойных звезд на орбите».
(Орфография и пунктуация авторов сохранены).
Основные научные работы Сергея Павловича посвящены исследованию двойных и переменных звезд, изучению движения спутников Юпитера, рефракции света в земной атмосфере. В 1887—1888 годах С.П. Глазенап был деканом физико-математического факультета Петербургского университета. В 1881 году возглавил созданную по его инициативе при Петербургском университете астрономическую обсерваторию.
В 1892 году был командирован в посёлок Абас-Туман (Грузия), где создал первую в России горную астрономическую обсерваторию.
С 1886 года жизнь С.П. Глазенапа была связана с Лужским краем. Супруги Глазенапы – Сергей Павлович и Татьяна Захаровна и их большая семья (одиннадцать детей) каждое лето жили в усадьбе Домкино. Рядом со старинной усадьбой они заложили молодой фруктовый сад и ягодник. Плодовые сады давали по тому времени невиданные урожаи и считались лучшими в Петербургской губернии.
На фотографии изображена семья Глазенап: в первом ряду (слева направо) сын Павел, Татьяна Захаровна, дочь Ольга, дочь Елизавета, Сергей Павлович, дочь Татьяна, сын Сергей; во втором ряду (слева направо) сын Василий, сын Алексей, сын Михаил, дочь Олимпиада, дочь Мелита.
Опубликованные материалы и фотография были переданы собирателем- краеведом, создателем музея в деревне Городец Василием Тимофеевичем Корниенко, который в 1971-72 гг. вел активную переписку с дочерьми С.П. Глазенапа. Свои наработанные материалы он передал в Лужский историко- краеведческий музей в декабре 1976 г., где они хранятся в настоящее время.
#Лужскиймузей #МузейноеАгентствоЛенинградскойОбласти #Лужскийрайон #ИзфондовЛИКМ
05.10.2024 в 15:44
С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ!
Труд учителя необычайно благороден. А сохранившееся во времени благодарность учеников, становится заслуженной оценкой этого труда. Сотрудники музеев, как хранители памяти, особенно отчетливо понимают, насколько много в человеке заложено Учителем.
Это не только знание, но и отношение к миру, людям населяющим его, умение сделать правильный выбор в жизни, ценить окружающий мир во всех его проявлениях, любить родной край, свою страну.
Лужский музей поздравляет учителей с праздником, искренне желает, чтобы достойная оценка Вашего труда со стороны учеников, коллег и близких всегда сопровождала Вас.
18.09.2024 в 21:23
ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
Сегодня мы хотим рассказать о семье Базилевич-Княжиховских, об их архиве, которой хранится в фондах Лужского музея. Напомним, что в семье подполковника Николая Базилевич-Княжиховского и его жены Веры Ивановны были три дочери (Зинаида, Екатерина, Евпраксия) и два сына (старший Георгий, имя младшего не известно).
Согласно справочнику «Весь Петроград 1917» дочери Зинаида и Евпраксия работали в Александровской женской гимназии классными надзирательницами. Классные надзиратели должны были следить за поведением учениц, как в классе, так и вне класса. В 1910 г. было выпущено юбилейное издание «50-летие Александровской женской гимназии», в этом издании, в списке «Классные надзирательницы и учительницы» под № 97 Базилевич-Княжиховская Зинаида Николаевна числится как работавшая с ноября 1906 г.
После революции звание классного надзирателя упразднили. Сейчас эту функцию в школе выполняют классные руководители.
Александровская, бывшая Вознесенская, женская гимназия была переведена в новое здание по адресу Гороховая ул., д. 20 в 1871 году и получила свое наименование в честь правящего императора Александра II. Одним из попечителей гимназии был принц Петр Георгиевич Ольденбургский. В этом же доме разместились приют в память Екатерины, Марии и Георгия (умерших детей П. Г. Ольденбургского) и шесть магазинов, которые помогали покрывать расходы по содержанию здания и находились в помещениях первого этажа с большими витринными арочными окнами. В течении 1878 года в здании Александровской гимназии находились Высшие женские Бестужевские курсы.
В начале ХХ века петербургские литераторы и музыканты несколько раз устраивали благотворительные вечера-концерты, средства от которых шли на нужды гимназии.
Обучение в гимназии проходили около 450 учениц 10-19 лет. Среди них были дочери дворян, духовных лиц, чиновников, мещан, ремесленников и крестьян различных вероисповеданий. Девочкам преподавали Закон Божий, русский, немецкий, французский языки, историю, географию, естествознание. Занимались они также гимнастикой, рисованием, пением, танцами, рукоделием. В 1900-е годы в программу обучения входили экскурсии в музеи. При гимназии имелись двухгодичные женские педагогические курсы для подготовки воспитательниц.
В наше время это одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга - лицей № 211 им. Пьера де Кубертена с углубленным изучением французского и английского языков.
Источники:
Справка о семейном архиве Базилевич-Княжиховских составленная старшим научным сотрудником ОМЦ Абрамовым Всеволодом Валентиновичем.
Бройтман Л.И. Гороховая улица. - СПб. Крига. 2010
https://www.personalhistory.ru/
ПятидесятилѢтiе С. Петербургской гимназiи. Хроника гимназической жизни и дѢятельности. 1860-1910.С.-Петербургъ. Типографіи Министерства Путей Сообщенія (Товарищества И. Н. Кушнеревъ и Ко), Фонтанка, 117. 1910.
29.08.2024 в 08:35
ЛУЖСКИЕ ХРАМЫ. ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДЕРЕВНЕ ГОРОДЕЦ
В двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы хотим поздравить наших подписчиков с Богородичной Пасхой и в очередной раз рассказать о прекрасной церкви в д. Городец. Также поздравляем настоятеля храма иерея Евгения Царькова и прихожан с престольным праздником!
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, 1844 г., арх. П. Лукашевич, закрыта в 1937 г., действует с 1941 г.
5 марта 1844 г. в Городце освятили новую, вновь построенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковь поставили у восточного склона холма неподалеку от старого Георгиевского храма. Успенский храм был устроен усердием городецкого священника Иоанна Шишова, церковного старосты из городецких крестьян Григория Михайлова и помещика Михаила Павловича Сакера, уже знакомого нам по рассказу о часовне в д. Александровской. Церковь строилась на частные пожертвования.
Особую роль в ее строительстве сыграл генерал Сакер. Видя, что крестьяне в принадлежавших ему окрестных деревнях Александровская, Заозерье, Жглино, Михайловское, Кукуевка вынуждены приходить на богослужение в малопоместительный, ветхий Георгиевский храм, инженер-генерал-майор М.П. Сакер задумал построить для них новую, более просторную церковь, выделив для этой цели значительную сумму. Для проектирования церкви он пригласил вольнопрактикующего архитектора Петра Лукашевича. Проект церкви, включающий план, фасады, разрез, был разработан и утвержден в 1838 г. Дата освящения храма была помещена в надписи на кресте под престолом храма. На средства Сакера было произведено и обновление Георгиевского храма в 1851 году.
Деревянная, на фундаменте из колотых гранитных валунов Успенская церковь построена «кораблем», т.е. все ее части стоят на одной продольной оси. Основной объем имеет квадратный план и завершается восьмиэтажным куполом на высоком барабане. С востока к нему примыкает пятигранная апсида. С запада двухъярусная колокольня соединяется с ним небольшим притвором.
Успенская церковь строена в подражание каменному зодчеству. Она была почти вдвое просторней поновлённого Георгиевского храма и во многом превосходила его в художественном отношении, напоминая каменные храмы периода классицизма. Двери и оконные проемы выделяются полуциркульными завершениями. Площадка звона в четверике второго яруса колокольни оформлена арочными проемами. Верх колокольни решен в виде восьмигранного барабана с купольным покрытием и шпилем с водруженным на нем крестом.
Несомненную художественную ценность представляют интерьеры церкви, где роль главной архитектурной доминанты играют опоры подкупольного основания, каждая из которых представляет собой группу из трех колонн с пышными коринфскими капителями.
Успенская церковь преобразила облик городецкого холма. Его выразительность первой оценила уже знакомая нам Олимпиада Шишкина. В заметках от 30 мая 1845 г. путешественница, ошибочно называя Успенскую церковь каменной, пишет: «… Положение двух церквей Городецких, деревянной и каменной, на высоком, отдельном холме, так необыкновенно, что мы решились взойти на него по крутой лестнице, и в награду за труд полюбовались живописными окрестными видами… В каменной (Успенской – авт.) церкви… для входа трое дверей. Двенадцать столбов, по три вместе соединенные поддерживают купол. Действительно, эта церковь гораздо лучше Лугского собора (Екатеринского – авт.), и очень приятно видеть в селе такое доказательство ревности прихожан».
Вид Городецкого холма, каким его вполне могла видеть автор только что приведенных строк, запечатлен на рисунке 1927 г. археолога Н.Н. Чернягина. Слева по верху холма хорошо выделяется скромная Георгиевская церковь. Силуэт Успенской церкви заметен в окружении древесных крон.
Сегодня на древнем городище находится действующее кладбище. Здесь сохранилось значительное число исторических надгробий, в том числе и на могиле инженер-генерал-майора М.П. Сакера, у южной стены Успенской церкви. Городец встречается в воспоминаниях композитора М.И. Глинки, декабристских мемуарах, романе А. Дюма «Учитель фехтования». Путь героя этого произведения, француза-фехтовальщика, пролегал из Парижа в Петербург через городецкую почтовую станцию. При этом Дюма довольно точно указал расстояние от Городца до российской столицы – пятьдесят французских миль.
Исключительная историческая ценность Городецкого городища, его значение для развития туризма в Ленинградской области могут служить основанием для разработки специальной программы мероприятий, аналогичной той, которая была принята по сохранению и развитию Старой Ладоги, что всего лишь на полвека древнее Городца.
Публикация подготовлена по материалу:
А.В. Носков, О.В. Набокина Лужские храмы. Т. I, Луга, 2010 г.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Представленные в публикации документы и фотография хранятся в фондах Лужского историко-краеведческого музея.
#Лужскиймузей #изфондовЛИКМ #Лужскийрайон #МузейноеАгентствоЛенинградскойОбласти
Комментарии посетителей (2)