Идея создания в Царском Селе своеобразного уголка русской старины возникла после поселения св. Царя Николая II и его семьи в Александровском дворце. Общеизвестен тот факт, что с 1905 года последний российский Император сделал Царское Село, эту традиционную летнюю резиденцию русских Царей, местом своего постоянного, круглогодичного проживания. Переехав сюда из Зимнего дворца, он спустя некоторое время начинает деятельность по возведению вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле. В 1909-м году Его Величество лично изволили указать и отмерить шагами место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Тогда же специальным указом Император утвердил Строительный комитет по возведению Феодоровского храма под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета наряду с прочими членами свиты Его Величества вошёл и капитан Д. Н. Ломан, который впоследствии станет ктитором Государева собора.
Готическая капелла на окраине Александровского парка есть ни что иное как павильон "Шапель". Сильно пострадавший в годы войны, и более семидесяти лет...
Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровский Государев собор) в г. Пушкине: отзывы посетителей
Расписание Богослужений в Феодоровском Государевом соборе в июле 2025 года.
22.06.2025 в 13:36
Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех святых новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.).
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан.
Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920).
Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю.
Первым храмом в честь Всех российских святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
15.06.2025 в 14:44
Поздравляем с днем всех святых от века Богу угодивших! Почему именно в этот день мы совершаем их память? Святые учителя Церкви поясняют, что связано это с тем, что сегодня первое воскресенье после дня Святого Духа. А всякий святой, преобразивший свою жизнь, в свое время духовно ожил, преобразился действием в нем Духа Святого. Духа, дарованного апостолам, Духа, действующего в Церкви. Святость - плод Пятидесятницы, которую мы праздновали в прошлый воскресный день. Мы верим, что Церковь свята. Но это значит, что должен быть свят и каждый Ее член. В этот воскресный день и мы должны задуматься о том, к чему мы как христиане призваны. Святой человек - тот, кто посвятил себя Богу. Жить по греховным законам он более не может. Смысл слова "святой" на греческом языке означает "очищенный от нечистого, которое вопиет". Например, грязь на одежде рабочего не вопиет, но черное пятно на платье невесты, идущей в ЗАГС, просто немыслимо, его необходимо срочно убрать. Таково должно стать отношение всякого, желающего спасения души, к греховной нечистоте. На славянском слово "святой" имеет оттенок посвященности. Не просто отделен от других людей, но и посвящен Богу. Человек преуспевает в том, чему посвящает себя. Посвятим, вслед за всеми святыми, свою жизнь Богу, доверимся Его водительству, установим спасительные порядки - молитва, посещение храма, участие в Таинствах. Тогда, несомненно, Дух Святой коснется и нашего нечистого сердца. Последуем совету преподобного старца Никона Оптинского, говорившего: Как скажешь: Вси святии, молите Бога о мне!, так все святые воскликнут на Небе: «Господи, помилуй!».
11.06.2025 в 20:49
Комплекс домов при Федоровском соборе
«И городок при Феодоровском Государевом соборе, по справедливости, может быть назван первым опытным полем русского зодчества, возделанном на основах исконной красоты самобытного строительства»
В первый год существования собора возникла необходимость создания отдельно стоящих помещений для священно- и церковнослужителей, размещение которых в соборе оказалось проблематичным.
Проектирование комплекса было поручено архитектору С.С. Кричинскому. Комплекс зданий в неорусском стиле должен был дополнять архитектурную композицию Феодоровского собора.
В сентябре 1913 года начались работы по возведению домов для нужд причта собора. В состав «Комитета по строительству домов при Феодоровском соборе» вошли: ктитор Феодоровского собора Д.Н. Ломан, священник собора Алексий Кибардин, капитан Сводного пехотного полка Н.Н. Андреев и архитектор С.С. Кричинский. При создании сказочного русского городка архитектор вдохновлялся памятниками русского зодчества XVI-XVII веков и обращался за экспертной оценкой к членам Общества возрождения художественной Руси.
Комплекс разрабатывался как средневековый русский посад или подворье монастыря, состоящий из отдельно стоящих палат, теремов, обнесенных каменной губчатой оградой с бойницами и башнями. Кричинский спроектировал каждое здание в уникальных архитектурных формах, но объединил их едиными мотивами русского зодчества разных эпох. Проект русского городка при Феодоровском соборе получил одобрение императора Николая II. Государь также определил место строительства комплекса зданий для причта – на противоположном от собора берегу пруда Ковш.
Из общего комплекса сооружений выделялись здания для нужд духовенства Феодоровского Государева собора. Так, Трапезная палата предназначалась для собрания духовенства, Белокаменная палата – для настоятеля и духовенства Государева собора, а Розовая палата – для диаконов собора.
Трапезная палата состояла из двух- и трехэтажной частей и двуярусной башни, увенчанной позолоченным диском с изображением Святого Георгия Победоносца. В палате размещалась канцелярия собора, квартира ктитора собора и домовая церковь Сергия Радонежского.
Интерьеры Трапезной палаты создавал художник Г.П. Пашков. Мастер расписывал стены домового храма Святого преподобного Сергия Радонежского, по замечанию современников, по подобию древних росписей Ферапонтова монастыря. В одной из стен храма находилась ниша, где была размещена икона Божией Матери «Знамения», написанная монахинями Серафимо-Понетаевского монастыря. В деревянном алтаре были размещены древние иконы, Царские врата были изготовлены в эпоху царствования Алексея Михайловича. В 1916 году в домовую церковь была передана частица мощей преподобного Сергия из Троице-Сергиевой лавры.
В 1917 году Федоровский городок посетил император Николай II и оставил в книге посещений запись: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Гос. соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог на помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».
фото 1 - Трапезная палата. 1916 г.
фото 2 - Интерьер Трапезной палаты. 1917 г.
фото 3 - Сохранившиеся росписи башни Трапезной палаты. 2025 г.
фото 4 - Император Николай II с дочерьми выходит из Трапезной палаты. 12.02.1917.
#историческаясредавФео
08.06.2025 в 15:12
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.
Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.
Также предлагаем Вашему вниманию толкование на молитву «Царю Небесный» архимандрита Ианнуария. Аудиозапись прилагается:
Комментарии посетителей