Идея создания в Царском Селе своеобразного уголка русской старины возникла после поселения св. Царя Николая II и его семьи в Александровском дворце. Общеизвестен тот факт, что с 1905 года последний российский Император сделал Царское Село, эту традиционную летнюю резиденцию русских Царей, местом своего постоянного, круглогодичного проживания. Переехав сюда из Зимнего дворца, он спустя некоторое время начинает деятельность по возведению вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле. В 1909-м году Его Величество лично изволили указать и отмерить шагами место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Тогда же специальным указом Император утвердил Строительный комитет по возведению Феодоровского храма под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета наряду с прочими членами свиты Его Величества вошёл и капитан Д. Н. Ломан, который впоследствии станет ктитором Государева собора.
Готическая капелла на окраине Александровского парка есть ни что иное как павильон "Шапель". Сильно пострадавший в годы войны, и более семидесяти лет...
Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровский Государев собор) в г. Пушкине: отзывы посетителей
«Феодоровских соборов много, а Феодоровский Государев – один» (епископ Царскосельский Маркелл). Феодоровский Государев собор, построенный как полковой и ставший храмом правящей царской семьи, стал свидетелем событий, преобразивших не только российскую действительность, но и общемировой порядок.
С благословения настоятеля нашего храма, отца Германа, мы начинаем просветительскую рубрику #историческаясредавФео Два раза в месяц, по средам, мы будем погружаться в историю Федоровского Государева собора.
«За Веру, Царя и Отечество!»
Во все времена Русская Церковь духовно окормляла русское воинство. Воин, обладающий материальным оружием, нуждается и в оружии духовном, в благословении на подвиг. Именно Церковь воспитывала в духе Веры и верности Царю и Отечеству. В этом смысле полковой храм для каждого воинского подразделения имел важное значение.
Лучшие воины русского воинства избирались для личной охраны царя. Собственного Его Императорского Величества сводный пехотный полк и Собственного Его Императорского Величества конвой составляли Государеву стражу. Однако, полки не имели собственного храма, что особенно тяжело сказывалось на воинстве в период постов и церковных праздников.
В феврале 1908 года император Николай II лично выбрал поляну у Царскосельского (Александровского сегодня) парка для строительства полкового храма, а императрица Александра Федоровна ходатайствовала об организации временного храма в учебном здании Пехотного полка.
Еще в 1907 году Сводный пехотный полк и Конвой расквартировали в одноэтажных деревянных казармах около Египетских ворот, однако уже в 1908 году началось строительство каменных казарм. Архитектор Яковлев В.И. руководил постройкой комплекса двухэтажных кирпичных казарм на Фермерской дороге (сегодня – Академический проспект). В новом каменном здании – здании учебной команды Сводного пехотного полка (сегодня – Академический проспект, д.12; на фото), нашли место для временного полкового храма.
3 января 1909 года в походном храме был установлен походный иконостас Лейб-гвардии Преображенского полка. С этого началось строительство походной церкви преподобного Серафима Саровского.
«ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1Макк. 3:19).
#историческаясредавФео
Литургия Преждеосвященных Даров – одна из трёх Литургий (вместе с Литургиями Иоанна Златоуста и Василия Великого), повсеместно совершаемых Православной Церковью. Мы знаем, что совершается она в среду и пятницу Великого поста и дни некоторых праздников, выпадающих на будние дни Четыредесятницы, а также первые три дня Страстной седмицы, и особенность этой службы в том, что это не-евхаристическая Литургия, за ней не совершается Евхаристия, но участники богослужения (общего, не келейного или частного) вместе молятся и причащаются Святых Даров, освящённых за ближайшей по времени полной Литургией. Причём по уставу служба должна проводиться вечером (но в современной практике по ряду причин Литургия обычно переносится на утро).
Почему в будние дни поста нельзя совершать Евхаристию, зачем был установлен особый чин неполной Литургии? И по какой причине совершается он именно в среду и пятницу? В этих вопросах постараемся разобраться.
Нам, современным мирянам, бывающим в храме в основном по воскресеньям и причащающимся в лучшем случае один раз в неделю, конечно, не очень понятно, что такое евхаристический пост, то есть воздержание, подразумевающее несовершение в определённые дни Евхаристии. Однако эта практика, перешедшая в наши приходы из древних монастырей, имеет очень логичное истолкование и должна помогать нам в нашей духовной жизни, если, конечно, мы готовы к духовному и физическому напряжению истинного поста. Евхаристия, причащение за Божественной Литургией – всегда торжественный праздник, всегда воспоминание Пасхи, вернее, это всегда и есть Пасха и уже наше воскресение, наше соединение с Богом. Светлое Христово Воскресение произошло однажды, но Христос, вознёсшись на небо, всё же всегда с нами: и за каждой Божественной Литургией снова и снова переживается радость трапезы учеников с воскресшим Спасителем. Пасху мы празднуем один раз в году, но при этом несомненно, что каждое воскресение – тот же праздник, то же совершение пророчеств, чаяний всего человечества и конец истории. Да, конец человеческой истории, хотя она, мы видим, продолжается и мы страдаем, сомневаемся, ищем… Но каждую Литургию с нами вновь уже воскресший Христос. Наверное, понимание этого парадокса необходимо нам для духовной жизни для того, чтобы видеть во временном вечное, научиться осознавать, что на самом деле времени – нет. И каждое воскресенье, даже великопостное, словно вне времени. Как на Пасху каждый должен забыть о своих грехах, сколь тяжелы бы они ни были, ради того, чтобы славить Бога, так и каждая Литургия – славословие и радость.
Вот теперь становится понятно, почему Евхаристия несовместима с великопостными буднями. Пост – это странствие и покаяние, это борьба со страстями, требующая внимания по отношению к своим грехам. Особенно напряжёнными в этом отношении должны быть среда и пятница каждой седмицы поста, потому что эти дни по уставу предполагают совершенное воздержание, которое влечёт за собой усиление борьбы с грехом. И вот для того чтобы эта борьба была освящена, чтобы мы, неготовые к ней, имели поддержку в трудном подвиге – в среду и пятницу установлен чин Литургии Преждеосвященных Даров, который напоминает нам, что, хотя мы ещё на пути к торжеству, Христос воскрес и рядом с нами, в нас и мы имеем Его как оружие и хлеб насущный, который даёт нам необходимые силы.
Великий пост и, в частности, Литургия Преждеосвященных Даров, в которой сочетается покаянное настроение со светлым трепетом перед воскресшим Спасителем, особенно сильно подчёркивают удивительную красоту богословия Восточной Церкви. Проживание великопостной среды или пятницы в мыслях о вечернем Причастии, во внимательной подготовке к нему, в совершенном воздержании раскрывает перед нами истинную сущность поста как ожидания, пути к богообщению и два великих значения Причастия как хлеба насущного и как совершения чаяний, окончания усилий, долгожданного Присутствия.
Комментарии посетителей