Идея создания в Царском Селе своеобразного уголка русской старины возникла после поселения св. Царя Николая II и его семьи в Александровском дворце. Общеизвестен тот факт, что с 1905 года последний российский Император сделал Царское Село, эту традиционную летнюю резиденцию русских Царей, местом своего постоянного, круглогодичного проживания. Переехав сюда из Зимнего дворца, он спустя некоторое время начинает деятельность по возведению вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле. В 1909-м году Его Величество лично изволили указать и отмерить шагами место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Тогда же специальным указом Император утвердил Строительный комитет по возведению Феодоровского храма под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета наряду с прочими членами свиты Его Величества вошёл и капитан Д. Н. Ломан, который впоследствии станет ктитором Государева собора.
Готическая капелла на окраине Александровского парка есть ни что иное как павильон "Шапель". Сильно пострадавший в годы войны, и более семидесяти лет...
Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровский Государев собор) в г. Пушкине: отзывы посетителей
Сегодняшний день освящён древним праздником Церкви – Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Праздник этот был установлен, возможно, ещё до Вселенских соборов, в начале IV века, на Поместном Лаодикийском соборе. На том собрании обсуждалась острая проблема, волновавшая мир ранней Церкви: истинное почитание Ангелов. В первые века христианства было распространено ложное учение о бесплотных силах, появившееся ещё в ветхозаветные времена и исходившее от еретиков и идолопоклонников (язычников). Они прославляли Ангелов как творцов мира, призывали поклоняться им так же, как Богу, или же занимались волхвованием, говоря, что вызывают Ангелов.
Эти лжеучения и были осуждены в Лаодикии, так как именно в данной митрополии они были особенно распространены. Взамен было установлено благочестивое почитание Небесных Сил как служителей Божиих и хранителей рода человеческого и появился праздник в честь всех Ангелов. Дата его неслучайна. Месяц ноябрь был выбран как девятый от марта, который считался тогда первым месяцем, – по числу Ангельских чинов. Все девять чинов подробно описаны в богословском сочинении, приписываемом святому Дионисию Ареопагиту, «О небесной иерархии». Выбор числа, на которое приходился бы праздник, тоже был богословски обусловлен: 21 ноября – 8 по старому стилю. Восьмой день – день Страшного Суда, когда все Силы Небесные соберутся у Престола Сына Человеческого и соборно будут прославлять Его, служить Ему. Так в церковном календаре был ознаменован сегодняшний день.
На богослужении мы прославляем Ангелов (от греч. «посланник», «вестник») как служителей Бога, благодать Которого они распространяют, по Преданию Церкви, от высших чинов, ближайших к Пресвятой Троице, (серафимы, херувимы, престолы) через средние (господства, силы, власти) к низшим и ближайшим к нам (начала, архангелы, ангелы). Над всеми Небесными Силами, общее название которых – Ангелы, начальником считается Архистратиг Михаил («Никто как Бог»), потому что, по Преданию, именно он собрал чистых Ангелов для особого общего прославления Всевышнего, видя восстание и падение Денницы, пораженного самолюбием, гордыней, злобой и увлёкшего за собой множество соблазнившихся духов.
Служение всех девяти чинов едино по своей сути, хотя роли различных чинов, согласно сочинению «О небесной иерархии» и мнению святых отцов, отличаются. Так, огнеобразные серафимы пламенеют любовью к Богу, херувимы более других сияют светом богопознания… Но, несмотря на иерархию, особенно важно, что Ангелы едины, объединены соборностью (которую подчёркивает и название праздника). Этим они подражают единству и любви Пресвятой Троицы. И, надеясь на участие в торжестве Церкви в конце времён, каждый из нас призван себя готовить любовью к ближним именно к такому бескорыстному, радостному божественному единству.
17.11.2024 в 15:29
В сегодняшнем чтении Евангелист Лука рассказал нам о чудесном исцелении дочери Иаира - начальника иудейской синагоги, чья вера, является примером для каждого.
С любым человеком в жизни происходит ситуация, подобная той, что случилась с Иаиром: у каждого бывают моменты, когда кажется, что все вокруг умирает: отношения, жизненные возможности и перспективы. Человек остается в пустоте, в одиночестве, ему некуда идти. И вот Иаир идет ко Христу. Он идет с верой и упованием, потому что Христос о Себе сказал: "Я – Жизнь, Я – Путь, Я – Истина". Еще Он сказал, что кто будет просить с верой и упованием во имя Отца Его, тот несомненно получит то, что ему так нужно. Еще Он говорил, что там, где двое или трое соберутся во имя Его, всякое прошение будет исполнено.
Очень много таких обетований дарует нам Христос в Евангелии. Очень много ободряющих слов говорит нам Священное Писание, говорят нам святые отцы, говорит нам сама Церковь, обнадеживающих слов о том, что кто будет веровать во Христа, не постыдится. Эти слова мы слышим на каждом богослужении: не постыдится верующий во Христа.
И вот Иаир идет ко Христу. И Христос обещает: "Да, я приду и исцелю". Иаир возложил все упование на Него. Он Ему свою жизнь доверил, все Ему вручил. Христос ему говорит: "Не бойся, а только веруй". Это очень важные слова, потому что мы часто, не дождавшись их, разворачиваемся и уходим от Христа.
Вера Иаира была всепоглощающей, он не мог думать ни о чем, как только о своем уповании на Христа. И Христос его поддержал: "Не бойся. Доверься Богу до конца". Если Бог однажды сказал тебе, – "Я приду и исцелю," – значит, придет и исцелит, потому что слова Божии нестираемы, это вечные слова. Их ничто не может отменить, даже наше маловерие. И Христос приходит, берет дочь за руку и возводит ее от смертного сна. Вот бы нам научиться такой вере – до конца и во всем доверяться Богу.
Это евангельское чтение всех безнадежных, всех отчаявшихся, всех маловерных должно обязательно укрепить. Нет в нашей жизни никакой другой помощи, кроме помощи Самого нашего Господа. Никто не дарует нам жизни кроме Того, Кто Сам назвал Себя Жизнью, никто не укажет нам пути, кроме Того, Кто Сам назвал Себя Путем, никто не раскроет нам никакой истины кроме того, кто Сам назвал себя Истиной.
Видя веру Иаира, не будем бояться того, что мы христиане. Не будем бояться того, что написано в Евангелии. Не будем бояться креста, который Господь на нас возлагает. Не будем бояться, потому что Христос говорит: "Не бойся". А раз Он так говорит, Он никогда нас не оставит.
Комментарии посетителей