Отзывы о Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Пользователь
2020-03-01 16:11
Интересность : Места с историей уходящей за тысячу лет назад! Помимо музея просто круто погулять по тем местам и подняться на смотровые площадки. Приезжал сюда маленьким и был в восторге. Сейчас приезжал с детьми, а эмоции все те же. Наверное, больше советовал бы ехать туда летом.
Расположение : 2 часа езды на машине от Петербурга.
Интерьер : Крепость, несмотря на свою тысячелетнюю историю в хорошем состоянии.
Обслуживание : Экскурсоводы интересно рассказывали и отвечали на вопросы детей, даже те, что появлялись из-за невнимательности.
Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Адрес
пос. Старая Ладога, пр. Волховский, д. 19
картаРайон
Волховский район (Ленинградская область)
Услуги
Актуализировать данные и увеличить число посетителей
Отзывы посетителей о Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике
10
7
10
10
Оставить отзыв
/ 10
1 марта 2020 г. 16:11
Экскурсоводы интересно рассказывали и отвечали на вопросы детей, даже те, что появлялись из-за невнимательности.
Крепость, несмотря на свою тысячелетнюю историю в хорошем состоянии.
2 часа езды на машине от Петербурга.
Места с историей уходящей за тысячу лет назад! Помимо музея просто круто погулять по тем местам и подняться на смотровые площадки. Приезжал сюда маленьким и был в восторге. Сейчас приезжал с детьми, а эмоции все те же. Наверное, больше советовал бы ехать туда летом.
на страницу отзыва
|
Комментарии посетителей
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей-заповедник «Старая Ладога»
сегодня в 09:00
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой
В наших заметках тема керамики поднималась неоднократно. Какие только сосуды не изготавливали гончары с момента её изобретения в каменном веке!
Сегодня расскажем вам про БЕЛОГЛИНЯНУЮ или СВЕТЛОГЛИНЯНУЮ КЕРАМИКУ. Принято считать, что традиции изготовления белоглинянной керамики на Руси зародились в центральных землях на рубеже XII–XIII вв. Из подмосковного Звенигорода, где располагалось крупное керамическое производство, такой тип керамики распространился и на другие территории. Так, в Новгороде и Пскове, белоглиняная керамика появляется не ранее конца XV века. Это связано с присоединением Северо-Западных территорий к Москве в данный период.
Сырьем для такой посуды являлась КАОЛИНИТОВАЯ ГЛИНА, не содержащая железо. Отсутствие в тесте природного окислителя даёт при обжиге молочно-белый или светло-кремовый оттенок. В качестве отощителя использовалась ДРЕСВА (осадочная порода в виде крупнозернистого грунта из твёрдых неокатанных частиц диаметром 2-5 мм.). Обжиг происходил при температуре около 950°С, то есть более высокой, чем для обычной ожелезненной глины, приобретающей красновато-бурый оттенок.
На Северо-Западе технология производства сосудов из белой глины была известна с начала XVI в. Однако, по наблюдениям И. М. Сумманен и других археологов, подобные кувшины этого периода, найденные в культурных слоях Новгорода, Корелы и Орешка, в основном, привозные.
Кувшин из музея-заповедника «Старая Ладога» имеет кубышковидное тулово без ручки и воронкообразное горло с небольшим выступом-сливом на кромке венчика, что вполне удобно для настаивания жидкостей и отделения пены.
А что по поводу применения такого сосуда думают наши читатели?
Станислав Выскубов,
хранитель коллекции «Археология»
вчера в 09:16
ПРИВЕТ ИЗ СИБИРИ!
Именно эта фраза написана на красочной открытке, доставленной в музей-заповедник «Старая Ладога» из Красноярска. Привет в виде открытки стал неожиданным и напомнил сотрудникам музея о юбилейном для учреждения 2021 годе, когда почтовые карточки с поздравлениями летели со всех концов страны. Посмотреть, как проходила юбилейная кампания по обмену открытками #поздравляюмузей, можно по одноимённому хэштегу. Мы всё пересмотрели и вспомнили. Это было здорово!
21.03.2024 в 09:00
РУКОТВОРНЫЕ ЧУДЕСА
Дом П. В. Калязина и выставка «Холсты и краски» встречают гостей! Мы начали серию занятий для староладожских школьников по замечательной выставке С. Н. Чучалова и Т. Н. Шадриной. Ребята знакомятся с живописными полотнами, рассматривают затейливые лоскутные узоры, изучают специально подготовленные фрагменты текстиля и с экскурсоводом говорят о том, какие бывают ткани, как и из чего их производят. Вспоминают гости давние времена, когда к тканям относились бережно и с умом, пуская в дело даже самый маленький лоскуток. Заходит разговор об окраске тканей, о натуральных красителях - и ребята пытаются угадать, какой цвет даёт то или иное растение. Заканчивается экскурсия у витрины с народными костюмами: яркими, нарядными и, что очень важно, достоверными.
Один из элементов костюма – пояс – ребята разглядывают особенно внимательно. Сколько труда, умения, фантазии вложено в эти узорчатые тканые полоски! Впрочем, трудоёмкость изготовления этого элемента костюма гости музея могут испытать на себе. В следующем зале методист музея И. В. Бараусова оборудовала настоящую мастерскую. Разноцветные шерстяные нити в руках школьников под умелым руководством Ирины Викторовны закручиваются в пёстрые жгуты. Круглые плетёные пояса также были когда-то в ходу… Из музея ребята уносят настоящее рукотворное чудо, которое можно повязать на руку или использовать как брелок – для изготовления полноценного длинного пояса времени всё же нужно намного больше того, что занимает визит в музей.
19.03.2024 в 09:00
ЛИЦОМ К ЛИКУ
Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем рассказ об иконах, представленных на экспозиции «Ладога Христианская» в Доме П. В. Калязина. Сегодня мы познакомимся с образом «Преподобный Серафим Саровский» (кон. ХIХ – нач. XX в.).
Икона небольшого размера (26,5x22x2,2 см) для домашнего поклонения написана по дереву разными материалами: темперой, маслом, цветными лаками и позолотой. Место создания иконы неизвестно.
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Иси́дорович Мошни́н – 19.07.1754 (или 1758, или 1759) – 02.01.1833) почитался как святой ещё во время своего земного пути. Сохранились прижизненные портреты старца, поэтому большинство икон св. Серафима имеют с ним портретное сходство.
В XIX веке сложилось несколько вариантов сюжетов из жизни преподобного, которые отразились и в литографиях, и в иконах. Один из наиболее распространённых – «Стояние на камне». Согласно житию, Серафим Саровский в течение тысячи ночей молился на камне в Саровских лесах. Сюжет моления на камне стал одним из самых популярных в народе, т.к. такой духовный подвиг великого старца особенно восхищал простых людей.
На иконе из собрания музея-заповедника святой изображён стоящим на коленях на камне с поднятыми вверх руками перед иконой Богоматери «Умиление», укреплённой на дереве. Пейзаж отражает ночное или вечернее время. Преподобный Серафим написан с характерными для него чертами лица: широкий открытый лоб, брови вразлёт, седые волосы до плеч разделены пробором надвое, борода густая, но не длинная. Приведём для сравнения изображение старца, которое хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Это традиционный, легко узнаваемый образ святого.
Икона из музея-заповедника «Старая Ладога» написана с использованием двух техник: живописной (академической) и традиционной иконописной (древнерусской). Доли́чное исполнено в академическом стиле, а лик и руки – в иконописном. Рамка иконы имитирует драгоценный оклад с использованием орнамента в неорусском стиле, который был очень популярен на рубеже ХIХ – XX веков.
Возможно, эта икона была одной из первых, посвящённых святому Серафиму, канонизированному 19.07.1903 г. (01.08 по новому стилю).
Судя по размеру иконы, она предназначалась для домашнего поклонения; а судя по качеству исполнения и обилия позолоты, принадлежала богатому человеку.
Дарья Исакова,
хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь»
#лицом_к_лику
16.03.2024 в 09:23
Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки!
В прошлую субботу мы . Все головоломщики, разгадавшие ребусы - молодцы!
Действительно, рубаха с юбкой или платье составляли основу женского гардероба. Чаще всего их шили из шерстяной или льняной ткани и украшали вышивкой.
Для изготовления одежды выбирали ткани различных тонов. Красители можно было найти буквально у себя под ногами: растение вайда окрашивала ткань в синий цвет, различные виды марены – в красный и оранжевый. Синий цвет также давал привозной краситель индиго.
Дорогие головоломщики, предлагаем подумать, а какие растения могли использовать жители Ладоги для получения зеленого цвета?
Свои ответы пишите в комментарии!
10.03.2024 в 09:00
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ КОМИТЕТА
7 марта на территории ГБУК ЛО "Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник " Парк Монрепо" прошло заседание Коллегии комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области на тему "Подведение итогов деятельности за 2023 год и задачи на 2024 год". На заседании Коллегии присутствовали представители музеев Ленинградской области, Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета по финансам Роман Иванович Марков и другие. Заседание открыл Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, глава комитета по сохранению культурного наследия Владимир Олегович Цой, рассказавший о важнейших событиях прошедшего года и планах на 2024-й.
О деятельности музея-заповедника "Старая Ладога" в 2023 году и о его ближайших перспективах рассказала заместитель директора по научной работе Алëна Алексеевна Залогина.
После заседания была организована увлекательная экскурсия по весеннему парку Монрепо.
09.03.2024 в 09:00
Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки!
Да, действительно, перед вами височное кольцо - наиболее характерное головное украшение славянских женщин. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда вплетали в волосы. Почти 70% головоломщиков ответили верно!
Сегодня в рубрике #МузейныеЗагадки предлагаем расшифровать названия предметов одежды, которые составляли основу женского костюма в средние века.
Ждём ваши версии в комментариях!
06.03.2024 в 09:00
БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО
Друзья, сегодня мы хотим познакомить вас с предметом музейной коллекции «Документы», который как нельзя лучше передаёт наступление долгожданных весенних дней.
Представленная вашему вниманию художественная открытка издана знаменитым товариществом «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг» в Санкт-Петербурге в начале XX века. Лицевая сторона открытки заслуживает особого внимания. На ней помещена репродукция акварели художницы Любови Меркурьевны Эндауровой (1853−1938) (Ил. 1). Важное место в творчестве Л. М. Эндауровой занимало создание изысканных акварелей для открытых писем. «Моделью» художнице служила природа, преимущественно мир флоры. Поэтому на акварелях мастера можно встретить и пышные садовые розы, и луговые цветы, и водяные лилии, и, как в случае с нашей открыткой, веточки пушистой вербы. В изящных работах Л. М. Эндауровой нашла отражение красота растительного мира во все времена года. Тематика акварелей, техника их исполнения составили особенный стиль художницы, благодаря которому её работы не спутаешь ни с чьими другими. Отметим, что открытки с репродукциями акварелей Любови Эндауровой пользовались большой популярностью у современников. В наши дни эти почтовые карточки привлекают внимание знатоков и коллекционеров-филокартистов.
Стоит добавить, что особенностью открытых писем с репродукциями работ художницы были не только их тема и стиль, но и объединение изобразительного искусства и поэзии: как правило, изображения сопровождались строками стихотворений В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. А. Фета и других поэтов. Маленькая картина и стихотворение идеально подходили друг к другу. Взглянув на изображение и прочтя поэтические строки, можно было сразу сказать, какому времени года и душевному настроению посвящены произведения.
Вернёмся к музейной открытке и изображениям на ней. Справа от веточек вербы Л. М. Эндаурова изобразила каплевидный янтарный кулон, добавляющий рисунку прелесть и некую загадочность. Рисунок сопровождает фрагмент стихотворения «Вербы» поэта, уроженца города Новая Ладога, Леонида Николаевича Афанасьева (1864−1920). Творчество Л. Н. Афанасьева пронизано темой природы, что, несомненно, роднит его с произведениями Л. М. Эндауровой. Так в простой почтовой открытке объединилось мастерство двух талантов. Отметим, что строки стихотворений Л. Н. Афанасьева присутствуют и на других открытках с репродукциями работ художницы.
Бланк открытого письма заполнен рукописным посланием семье Котиковых, которая проживала в имении «Росинка» в Старой Ладоге. Местонахождение этого имения и его история в настоящее время являются для нас загадкой, которую, вероятно, удастся разгадать в будущем. Почтовый штемпель на открытке свидетельствует о том, что в место назначения письмо прибыло 24 мая 1916 года (Ил. 2).
Таким образом, обычная открытка выполняла целых три функции: воспитывала чувство прекрасного, прививала любовь к родной поэзии и связывала друг с другом родных и близких людей.
Ольга Ищенко,
хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга"
#бумажныйхранитель
05.03.2024 в 12:42
ХОЛСТЫ И КРАСКИ
2 марта в стенах дома П. В. Калязина состоялось долгожданное открытие выставки «Холсты и краски». Авторы работ – Сергей Николаевич Чучалов и Татьяна Николаевна Шадрина – представили живописные полотна и текстильные изделия. «Холсты и краски» - первая совместная выставка супругов. По словам авторов, результат такого смешения двух разных направлений для них самих стал неожиданным – получилось интересно.
В первом зале, который встречает гостей выставки, разместились пейзажи и большие стёганные вручную одеяла традиционного лоскутного шитья. Неожиданно? Да, неожиданно. И интересно, эффектно, гармонично. Новые живописные работы – чище, ярче. Вероятно, на творчестве художника сказались частые выезды на пленэры, где сама природа очищает палитру. Действительно, работы Сергея Чучалова, составлявшие его первую в Старой Ладоге выставку в 2017 году, кажутся по-северному сдержанными и, как признал Сергей, даже мрачными. А сейчас – краски, свет и созвучие с традиционным искусством, которым увлечена супруга.
Татьяна Николаевна Шадрина рассказала о первом знакомстве с Ладогой. Ещё в институте она увидела фреску «Чудо Георгия о змие». Увидела и влюбилась. Приехать в Ладогу из Сибири в студенческие годы было практически невозможно. Поэтому сейчас художник компенсирует упущенные в 90-е путешествия, приезжая в Ладогу регулярно. Любимая работа Татьяны Николаевны – традиционное лоскутное шитье, которое отличается от западных техник. Оно более яркое, народное, простое в композиции. Свою любовь к работе с лоскутом она выражает не только созданием масштабных изделий. В этой технике ею выполняются распространённые когда-то детские игрушки-мячики, свивальники для младенцев. Увлечение лоскутным шитьём ожидаемо привело автора к изучению народного костюма, а с ним – ручного ткачества, вышивки, набойки. Костюмы, которые представила Татьяна Николаевна, отражающие традиции Вологодской и Архангельской областей, сшиты по выкройкам от подлинных вещей. Узоры масляной набойки на полотенцах – точные копии тех, что когда-то мастерицы «дарили кому хотели».
Выставка получилась по-весеннему радостной, наполненной жизнью и верой в прекрасное грядущее. Наверное, такими и должны быть первые после долгой зимы выставки! Приходите любоваться холстами и красками в выставочные залы дома П. В. Калязина до 14 апреля!
02.03.2024 в 16:03
ПРАЗДНИЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС
Чудесный весенний день выдался сегодня в музее-заповеднике «Старая Ладога». Во-первых, впервые за много дней выглянуло солнце, а в просветах серых рваных туч показалось лазурное небо. Во-вторых, в доме купца П. В. Калязина открылась прекрасная яркая выставка работ С. Н. Чучалова и Т. Н. Шадриной "Холсты и краски". А в-третьих, мастер работы с текстилем Татьяна Николаевна Шадрина поделилась с гостями музея своими знаниями – в завершении открытия выставки она провела мастер-класс по изготовлению птички из лоскута ткани. Мастер-класс действительно вышел праздничным, и не только из-за погоды, открытия выставки и живого общения с авторами работ. Он состоялся как раз в преддверии российского Дня бабушки, который приходится на первое воскресенье марта. Ладожанки (и бабушки, и внучки) ушли из музея с памятными весенними подарками, созданными собственными руками. Музей-заповедник «Старая Ладога» благодарит мастера и гостей за прекрасное весеннее мероприятие! Поздравляем всех бабушек с наступающим праздником!
01.03.2024 в 09:00
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой
Наверняка каждый из вас слышал фразу «как корова на льду»! Обычно так называют неуклюжего человека, сравнивая его с коровой из-за её неспособности передвигаться по замерзшей поверхности. Парадоксально, но именно кости крупного рогатого скота (КРС) часто использовали средневековые жители для передвижения по льду и утрамбованному снегу. Как же так, спросите вы?
Отвечаем.
Н. И. Репников в 1911–1912 гг исследовал культурные слои Земляного Городища Ладоги и обнаружил несколько экземпляров плюсневых костей (метаподиев) КРС, обработанных определённым образом. Ученый условно назвал их «коньками для катания на льду». Позднее подобные предметы, датированные VIII–X вв., находили на территории Ладоги и другие исследователи.
Так называемые «КОНЬКИ» (илл. 1) или костяные полозья с отверстиями для крепления к обуви посредством ремня или верёвки известны на многих средневековых поселенческих памятниках Северо-Западной и Северной Европы. При этом единого мнения о функциональности изделия все ещё не сложилось. Вот несколько возможных вариантов:
– индивидуальное средство передвижения или коньки для катания;
– лощила или гладильники для выделки кож и тканей;
– правилки для контроля обработки горизонтальных поверхностей;
– многофункциональные изделия.
Материалы из раскопок в Ладоге и Новгороде, сопоставленные с данными русских летописей и европейских хроник X–XII вв., позволили специалистам (О. И. Давидан, И. В. Ивановой, О. М. Олейникову, и др.) заключить, что такие предметы говорят о массовом увлечении жителей катанием на коньках по льду или утрамбованному снегу.
Изготовить костяные коньки для себя и членов семьи мог любой взрослый в домашних условиях. Простота обработки плюсневой кости во многом определялась особенностями её строения (илл. 2): дорсальная (передняя) сторона, подрезанная и заполированная до ровной плоскости, идеально подходила для «лезвия»; вентральная (задняя) становилась опорой для стопы. Отверстия, надрезы и канавки на обоих эпифизах (концах) не давали соскальзывать мягкой подошве обуви и позволяли лучше закрепить полозья ремнём. Правильно подобранная под размер стопы длина кости также обеспечивала устойчивость на льду. Процесс катания несколько отличался от того, к чему мы привыкли сейчас. Первый вариант: скользить по льду, не отрывая ног от поверхности, при помощи одной или двух палок-опор, которыми отталкивались одновременно. Второй вариант: крепить костяной конёк только к одной ноге, используя для толчка вторую ногу.
Интересно заметить, что слово «коньки» считается исконно русским. Действительно, внешний вид загнутой вверх носовой части полозьев чем-то напоминал лошадь. Способ передвижения с помощью одной палки также мог напоминать о езде верхом. Наконец, из общего числа найденных археологами костяных полозьев выделяются «коньки», изготовленные из лошадиных костей.
Станислав Выскубов,
хранитель коллекции «Археология»
28.02.2024 в 09:00
ХОЛСТЫ И КРАСКИ
Дорогие друзья! Приглашаем на открытие выставки Сергея Чучалова и Татьяны Шадриной "Холсты и краски". Мероприятие состоится 2 марта, в субботу, в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный!
21.02.2024 в 09:00
21 ФЕВРАЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЭКСКУРСОВОДА
Как правильно отметить этот день экскурсоводу? Конечно, на экскурсии. Причём, лучше всего в непривычной роли слушателя! Накануне профессионального праздника сотрудники разных подразделений, в обязанности которых входит и экскурсионная деятельность, приступили к освоению нового экскурсионного маршрута по экспозиции «Ладога христианская». В ходе экскурсии, подготовленной заведующим отделом музея Мариной Викторовной Орловой, коллеги обсудили наиболее удачные варианты размещения экскурсионных групп, рассмотрели самые яркие и интересные экспонаты и детали, познакомились с примерами построения рассказа об экспозиции. Теперь предстоит самостоятельная работа с текстом, который необходимо не просто освоить, а переработать в удобный, понятный, подстроенный под собственный маршрут рассказ. И предстоит сдать экзамен – контрольное прослушивание, обязательное для получения допуска к работе на экспозиции. Совсем скоро начнётся туристический сезон, который музей-заповедник «Старая Ладога» встретит новыми экскурсионными маршрутами!
20.02.2024 в 10:01
ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМУ СОВЕТУ БЫТЬ!
19.02.2024 в 09:00
МОРСКОЙ БОЙ
В преддверии Дня защитника Отечества в музее-заповеднике «Старая Ладога» проходят интерактивные занятия для учащихся Староладожской школы. На игровом поле «Морского боя» экипажи кораблей поджидают не только вражеские суда, но и задания на ловкость, смекалку и умение работать командой. Ребята знакомятся с морской терминологией, семафорной азбукой, работой штурмана и капитана, механика и кока. Два слаженных экипажа думают, бегают, спорят, и несмотря на азартную нешуточную борьбу, все становятся победителями – каждый участник занятия в конце игры получает подарок!
17.02.2024 в 09:29
Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки!
Действительно, пояс был обязательным атрибутом мужского гардероба. По убранству пояса можно было судить о социальном положении его владельца: крестьяне носили тканые, плетеные и простые кожаные ремешки, крупные феодалы, князья - драгоценные золотые пояса, которые передавали по наследству.
Особое явление - наборный пояс дружинника, символ мужской чести и достоинства. На ремень с бронзовыми или серебряными орнаментированными накладками и литым хвостиком подвешивали разного рода необходимые вещи.
Сегодня в рубрике #МузейныеЗагадки предлагаем расшифровать названия предметов, которые могли находиться на поясе средневекового мужчины.
Свои версии пишите в комментариях!
16.02.2024 в 09:00
#КультурныйСлой
#СтароладожскийКультурныйСлой
Одним из важнейших предметов обихода у жителей Древней Руси было приспособление, без которого не развести костёр и не растопить печь в доме. Единственный в те времена способ добыть огонь – использовать ЖЕЛЕЗНОЕ КРЕСАЛО для извлечения искры при ударе им о кусок кремня. Зачастую кремень был вторично используемым .
Кресала являются широко распространёнными находками на многих средневековых памятниках Северной и Восточной Европы. Сегодня мы расскажем об одном из наиболее ранних типов данных инструментов, найденных в Ладоге.
Итак, КАЛАЧЕВИДНЫЕ кресала (илл. 1) были хорошо известны по всей Северной и Восточной Европе. Форма изделия, напоминающая калач, с завитками на концах ручки, позволяла носить его с собой на поясе. Ранние варианты таких кресал, известных из слоёв IX–XI вв., имели своеобразный выступ-язычок на внутренней стороне лезвийной части. К началу XII в. появляются кресала с прямым лезвием без язычка.
Технология изготовления кресал предполагала создание железной основы с последующей наваркой слоя высокоуглеродистой стали на ребро лезвия. Мельчайшие частицы стали, оторванные при ударе о камень, имеют свойство мгновенно нагреваться до степени свечения и окисляться на воздухе. Вероятно, эту особенность древние мастера подметили во время обработки железных изделий на шлифовальном круге.
Изучая эволюцию формы и технологию создания железных кресал, Б. А. Колчин, В. В. Седов и другие отметили тенденцию к упрощению формы и ухудшению качества изделий в более позднее время. Очевидно, это было связано с массовостью производства и широтой рынка сбыта.
Станислав Выскубов,
хранитель коллекции «Археология»
15.02.2024 в 09:00
ФОТОВЫСТАВКА "ЭХО ПРОШЛЫХ ЛЕТ"
12.02.2024 в 09:00
ЛИЦОМ К ЛИКУ
Здравствуйте, дорогие друзья!
В этом году мы начинаем рассказ об иконах из собрания музея-заповедника «Старая Ладога». Часть из них представлена на экспозиции «Ладога Христианская» в Доме купца П. В. Калязина. Поэтому начнём знакомство с икон, доступных для посетителей нашего музея.
«Трерядница» – икона небольшого размера (30х25х2 см), написанная темперой по дереву. Её место создания неизвестно, известно лишь, что она была подарена музею частным лицом в 1971 году.
Чем интересна эта икона? Она относится к так называемым народным «краснушкам» (доминирующий фон таких икон красный), которые получили широкое распространение в XIX веке. Трёхрядные иконы стали популярны в это же время. Существует много вариантов названий икон такого типа: «Трёхрядница», «Трерядница», «Трёхчастница», «Многочастник», «Избранные святые». Их особенностью является изображение святых в три одинаковых по высоте ряда. В верхнем поясе почти во всех трёхрядницах один и тот же состав изображений: в центре – Воскресение Христово, по краям – образ Казанской Божией Матери и святителя Николая чудотворца. Это деисусная композиция, где пророк Иоанн Предтеча заменён св. Николаем. Второй ряд включает изображения различных святых: на иконе из музея-заповедника это св. Иоанн (Златоуст), преподобные Зосима и Савватий (Соловецкие), св. мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду во всех трёхрядницах слева – св. Георгий, пронзающий змия, справа – св. мученик Никита (иногда св. Димитрий Солунский), в центре – какой-либо святой. В нашем случае это св. царица Александра.
Образ Казанской Божией Матери был наиболее популярен в народе. Им благословляли венчающихся, перед ним молились во всех житейских нуждах. Святитель Николай чудотворец – самый почитаемый на Руси святой, заступник во всех бедах. Святые Георгий, Флор и Лавр – покровители земледельцев и скотоводов. Основатели Соловецкого монастыря преп. Зосима и Савватий почитались как покровители пчеловодов. Святому великомученику Никите молились от болезней и порчи детей. Таким образом, икона «Трерядница» – своеобразный свод иконописных изображений, перед которыми обычно возносили молитвы простые люди.
Трёхрядная икона из коллекции музея-заповедника «Старая Ладога» выполнена скорописью в три цвета: чёрным контуром по красному фону написано доличное и охрой с белилами – личное письмо. При этом видна рука мастера, хорошо владеющего приёмами традиционного иконописания, сохранившегося в старообрядческой среде с дониконовских времён.
Дарья Исакова,
хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь»
#лицом_к_лику
09.02.2024 в 15:00
МОЙ КРАЙ. СТАРАЯ ЛАДОГА
Сегодня учащиеся Волховской школы и сотрудники музея-заповедника «Старая Ладога» продолжили работу над созданием декоративного макета древней Ладоги. В прошлый раз, напомним, ребята узнали о жителях города, их занятиях и вылепили из солёного теста ладожан – ремесленников и защитников. Сегодня пришло время фигурки раскрасить.
Какого же цвета будет сарафан у пряхи? И какой сделать рубаху кузнеца? На эти вопросы помог ответить рассказ И. В. Бараусовой о тканях. Участники программы «Мой Край. Старая Ладога» узнали о том, как красили ткани в старину: кто этим занимался, как проходил сам процесс окрашивания, какие красители использовали и где их брали. Было очень интересно!
Практическая часть занятия получилась яркой, творческой и трудоёмкой! Ребята смешивали краски, придумывали оттенки, наносили краску в несколько слоёв. Особенно тонкая работа ждала в самом конце встречи. На подсохшем фоне авторы фигурок прорисовывали черты лица, мелкие детали одежды и орнаменты на платьях. Уже очень скоро ладожане в ярких нарядах займут свое место на макете!
06.02.2024 в 10:24
ЭХО ПРОШЛЫХ ЛЕТ
Документальная фотовыставка «Эхо прошлых лет» о достопримечательностях и памятниках Старой Ладоги начнёт работу в Волховском городском культурно-информационном центре им. А. С. Пушкина 15 февраля.
Основой для создания передвижной фотовыставки стали материалы из архива музея-заповедника «Старая Ладога», среди них фотоработы С. М. Прокудина-Горского, А. Н. Кирпичникова, М. И. Коляды, Л. А. Губчевской, Б. Г. Васильева, Т. С. Гайлис.
На фотографиях запечатлены памятники Старой Ладоги в разные годы, их состояние до проведения реставрационных работ и современный вид. В нынешнем мире всё меняется с поразительной скоростью, и порой только старые фотографии могут рассказать и напомнить нам о том, каким всё было ещё совсем недавно.
Ознакомиться с материалами выставки можно будет с 15 февраля по 24 марта 2024 года по адресу: г. Волхов, ул. Ломоносова, д. 28А.
Вход на выставку бесплатный.
03.02.2024 в 11:20
#МузейныеЗагадки
Для юных любителей истории и головоломок наш экскурсовод Екатерина подготовила новую рубрику #МузейныеЗагадки!
#МузейныеЗагадки - это уникальный способ провести время с семьей, отвечая на интересные вопросы и раскрывая тайны музея. Каждую субботу ребят будет ждать задание, связанное с экспонатами нашего музея, и они попробуют найти ответ.
Друзья, смело отправляйтесь навстречу приключениям и разгадывайте все загадки, которые встретятся вам на пути. Удачи, юные головоломщики!
И первое задание. Человечество с давних пор стремилось сделать жизнь легче и проще, придумывая для этого различные приспособления. Но, глядя на некоторые из вещей, понимаешь, что сейчас не так-то легко определить, для чего они были созданы.
Сегодня в рамках рубрики #МузейныеЗагадки мы подготовили для вас интересный предмет, который использовали жители средневековой Ладоги. Посмотрите на фотографию и попробуйте догадаться, что это такое!
Свои версии пишите в комментариях!
27.01.2024 в 11:17
КТО ТАКОЙ АРХЕОЛОГ?
Ответ на этот вопрос воспитанники Староладожского детского сада нашли в музее-заповеднике «Старая Ладога». 26 января в доме П. В. Калязина состоялась встреча ребят с научным сотрудником музея, археологом С. П. Выскубовым. Станислав Павлович рассказал о своей работе, объяснил, зачем нужна такая профессия, показал фотографии раскопов. А после небольшой лекции приступили к практике! Малыши посмотрели и потрогали подлинные находки и их копии: кусочки керамических сосудов, кованые гвозди, окаменелости, бусины, пуговицы, наконечники стрел. Дальше ребят ждал почти настоящий раскоп, даже разбитый, как и полагается любому настоящему раскопу, на квадраты. Вооружившись инструментами, участники экспедиции исследовали каждый сантиметр своих участков. Находки разглядывали, изучали с помощью лупы, искали подобные в каталоге, зарисовывали и… забирали себе на память! Раскоп, всё-таки, был почти настоящим. 😊
Подобные встречи, особенно проходящие в таком развлекательно-игровом ключе, оставляют в детской памяти неизгладимый яркий след. Кто знает, возможно, именно эта встреча в будущем подарит Ладоге нового незаурядного исследователя!
23.01.2024 в 09:23
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Главное
Лучшее за неделю