Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник

Интересность : Места с историей уходящей за тысячу лет назад! Помимо музея просто круто погулять по тем местам и подняться на смотровые площадки. Приезжал сюда маленьким и был в восторге. Сейчас приезжал с детьми, а эмоции все те же. Наверное, больше советовал бы ехать туда летом.
Расположение : 2 часа езды на машине от Петербурга.
Интерьер : Крепость, несмотря на свою тысячелетнюю историю в хорошем состоянии.
Обслуживание : Экскурсоводы интересно рассказывали и отвечали на вопросы детей, даже те, что появлялись из-за невнимательности.
Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник
Адрес

пос. Старая Ладога, пр. Волховский, д. 19

карта
Район
Волховский район (Ленинградская область)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике

Общая оценка:9.25 / 10
Интересность 10
Расположение 7
Интерьер 10
Обслуживание 10
Оставить отзыв
посетитель
9.25 / 10 1 марта 2020 г. 16:11
Экскурсоводы интересно рассказывали и отвечали на вопросы детей, даже те, что появлялись из-за невнимательности.  Крепость, несмотря на свою тысячелетнюю историю в хорошем состоянии.  2 часа езды на машине от Петербурга.  Места с историей уходящей за тысячу лет назад! Помимо музея просто круто погулять по тем местам и подняться на смотровые площадки. Приезжал сюда маленьким и был в восторге. Сейчас приезжал с детьми, а эмоции все те же. Наверное, больше советовал бы ехать туда летом.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Староладожском историко-архитектурном и археологическом музее-заповеднике. Наши посетители оценивают Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Открытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия Лендок Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I

Комментарии посетителей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей-заповедник «Старая Ладога»

сегодня в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой В наших заметках тема керамики поднималась неоднократно. Какие только сосуды не изготавливали гончары с момента её изобретения в каменном веке! Сегодня расскажем вам про БЕЛОГЛИНЯНУЮ или СВЕТЛОГЛИНЯНУЮ КЕРАМИКУ. Принято считать, что традиции изготовления белоглинянной керамики на Руси зародились в центральных землях на рубеже XII–XIII вв. Из подмосковного Звенигорода, где располагалось крупное керамическое производство, такой тип керамики распространился и на другие территории. Так, в Новгороде и Пскове, белоглиняная керамика появляется не ранее конца XV века. Это связано с присоединением Северо-Западных территорий к Москве в данный период. Сырьем для такой посуды являлась КАОЛИНИТОВАЯ ГЛИНА, не содержащая железо. Отсутствие в тесте природного окислителя даёт при обжиге молочно-белый или светло-кремовый оттенок. В качестве отощителя использовалась ДРЕСВА (осадочная порода в виде крупнозернистого грунта из твёрдых неокатанных частиц диаметром 2-5 мм.). Обжиг происходил при температуре около 950°С, то есть более высокой, чем для обычной ожелезненной глины, приобретающей красновато-бурый оттенок. На Северо-Западе технология производства сосудов из белой глины была известна с начала XVI в. Однако, по наблюдениям И. М. Сумманен и других археологов, подобные кувшины этого периода, найденные в культурных слоях Новгорода, Корелы и Орешка, в основном, привозные. Кувшин из музея-заповедника «Старая Ладога» имеет кубышковидное тулово без ручки и воронкообразное горло с небольшим выступом-сливом на кромке венчика, что вполне удобно для настаивания жидкостей и отделения пены. А что по поводу применения такого сосуда думают наши читатели? Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
вчера в 09:16


ПРИВЕТ ИЗ СИБИРИ! Именно эта фраза написана на красочной открытке, доставленной в музей-заповедник «Старая Ладога» из Красноярска. Привет в виде открытки стал неожиданным и напомнил сотрудникам музея о юбилейном для учреждения 2021 годе, когда почтовые карточки с поздравлениями летели со всех концов страны. Посмотреть, как проходила юбилейная кампания по обмену открытками #поздравляюмузей, можно по одноимённому хэштегу. Мы всё пересмотрели и вспомнили. Это было здорово!
21.03.2024 в 09:00


РУКОТВОРНЫЕ ЧУДЕСА Дом П. В. Калязина и выставка «Холсты и краски» встречают гостей! Мы начали серию занятий для староладожских школьников по замечательной выставке С. Н. Чучалова и Т. Н. Шадриной. Ребята знакомятся с живописными полотнами, рассматривают затейливые лоскутные узоры, изучают специально подготовленные фрагменты текстиля и с экскурсоводом говорят о том, какие бывают ткани, как и из чего их производят. Вспоминают гости давние времена, когда к тканям относились бережно и с умом, пуская в дело даже самый маленький лоскуток. Заходит разговор об окраске тканей, о натуральных красителях - и ребята пытаются угадать, какой цвет даёт то или иное растение. Заканчивается экскурсия у витрины с народными костюмами: яркими, нарядными и, что очень важно, достоверными. Один из элементов костюма – пояс – ребята разглядывают особенно внимательно. Сколько труда, умения, фантазии вложено в эти узорчатые тканые полоски! Впрочем, трудоёмкость изготовления этого элемента костюма гости музея могут испытать на себе. В следующем зале методист музея И. В. Бараусова оборудовала настоящую мастерскую. Разноцветные шерстяные нити в руках школьников под умелым руководством Ирины Викторовны закручиваются в пёстрые жгуты. Круглые плетёные пояса также были когда-то в ходу… Из музея ребята уносят настоящее рукотворное чудо, которое можно повязать на руку или использовать как брелок – для изготовления полноценного длинного пояса времени всё же нужно намного больше того, что занимает визит в музей.
19.03.2024 в 09:00


ЛИЦОМ К ЛИКУ Здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем рассказ об иконах, представленных на экспозиции «Ладога Христианская» в Доме П. В. Калязина. Сегодня мы познакомимся с образом «Преподобный Серафим Саровский» (кон. ХIХ – нач. XX в.). Икона небольшого размера (26,5x22x2,2 см) для домашнего поклонения написана по дереву разными материалами: темперой, маслом, цветными лаками и позолотой. Место создания иконы неизвестно. Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Иси́дорович Мошни́н – 19.07.1754 (или 1758, или 1759) – 02.01.1833) почитался как святой ещё во время своего земного пути. Сохранились прижизненные портреты старца, поэтому большинство икон св. Серафима имеют с ним портретное сходство. В XIX веке сложилось несколько вариантов сюжетов из жизни преподобного, которые отразились и в литографиях, и в иконах. Один из наиболее распространённых – «Стояние на камне». Согласно житию, Серафим Саровский в течение тысячи ночей молился на камне в Саровских лесах. Сюжет моления на камне стал одним из самых популярных в народе, т.к. такой духовный подвиг великого старца особенно восхищал простых людей. На иконе из собрания музея-заповедника святой изображён стоящим на коленях на камне с поднятыми вверх руками перед иконой Богоматери «Умиление», укреплённой на дереве. Пейзаж отражает ночное или вечернее время. Преподобный Серафим написан с характерными для него чертами лица: широкий открытый лоб, брови вразлёт, седые волосы до плеч разделены пробором надвое, борода густая, но не длинная. Приведём для сравнения изображение старца, которое хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Это традиционный, легко узнаваемый образ святого. Икона из музея-заповедника «Старая Ладога» написана с использованием двух техник: живописной (академической) и традиционной иконописной (древнерусской). Доли́чное исполнено в академическом стиле, а лик и руки – в иконописном. Рамка иконы имитирует драгоценный оклад с использованием орнамента в неорусском стиле, который был очень популярен на рубеже ХIХ – XX веков. Возможно, эта икона была одной из первых, посвящённых святому Серафиму, канонизированному 19.07.1903 г. (01.08 по новому стилю). Судя по размеру иконы, она предназначалась для домашнего поклонения; а судя по качеству исполнения и обилия позолоты, принадлежала богатому человеку. Дарья Исакова, хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь» #лицом_к_лику
16.03.2024 в 09:23


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! В прошлую субботу мы . Все головоломщики, разгадавшие ребусы - молодцы! Действительно, рубаха с юбкой или платье составляли основу женского гардероба. Чаще всего их шили из шерстяной или льняной ткани и украшали вышивкой. Для изготовления одежды выбирали ткани различных тонов. Красители можно было найти буквально у себя под ногами: растение вайда окрашивала ткань в синий цвет, различные виды марены – в красный и оранжевый. Синий цвет также давал привозной краситель индиго. Дорогие головоломщики, предлагаем подумать, а какие растения могли использовать жители Ладоги для получения зеленого цвета? Свои ответы пишите в комментарии!
10.03.2024 в 09:00


ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ КОМИТЕТА 7 марта на территории ГБУК ЛО "Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник " Парк Монрепо" прошло заседание Коллегии комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области на тему "Подведение итогов деятельности за 2023 год и задачи на 2024 год". На заседании Коллегии присутствовали представители музеев Ленинградской области, Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета по финансам Роман Иванович Марков и другие. Заседание открыл Заместитель Председателя Правительства Ленинградской области, глава комитета по сохранению культурного наследия Владимир Олегович Цой, рассказавший о важнейших событиях прошедшего года и планах на 2024-й. О деятельности музея-заповедника "Старая Ладога" в 2023 году и о его ближайших перспективах рассказала заместитель директора по научной работе Алëна Алексеевна Залогина. После заседания была организована увлекательная экскурсия по весеннему парку Монрепо.
09.03.2024 в 09:00


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! Да, действительно, перед вами височное кольцо - наиболее характерное головное украшение славянских женщин. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда вплетали в волосы. Почти 70% головоломщиков ответили верно! Сегодня в рубрике #МузейныеЗагадки предлагаем расшифровать названия предметов одежды, которые составляли основу женского костюма в средние века. Ждём ваши версии в комментариях!
06.03.2024 в 09:00


БУМАЖНЫЕ ХРАНИТЕЛИ БЫЛОГО Друзья, сегодня мы хотим познакомить вас с предметом музейной коллекции «Документы», который как нельзя лучше передаёт наступление долгожданных весенних дней. Представленная вашему вниманию художественная открытка издана знаменитым товариществом «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг» в Санкт-Петербурге в начале XX века. Лицевая сторона открытки заслуживает особого внимания. На ней помещена репродукция акварели художницы Любови Меркурьевны Эндауровой (1853−1938) (Ил. 1). Важное место в творчестве Л. М. Эндауровой занимало создание изысканных акварелей для открытых писем. «Моделью» художнице служила природа, преимущественно мир флоры. Поэтому на акварелях мастера можно встретить и пышные садовые розы, и луговые цветы, и водяные лилии, и, как в случае с нашей открыткой, веточки пушистой вербы. В изящных работах Л. М. Эндауровой нашла отражение красота растительного мира во все времена года. Тематика акварелей, техника их исполнения составили особенный стиль художницы, благодаря которому её работы не спутаешь ни с чьими другими. Отметим, что открытки с репродукциями акварелей Любови Эндауровой пользовались большой популярностью у современников. В наши дни эти почтовые карточки привлекают внимание знатоков и коллекционеров-филокартистов. Стоит добавить, что особенностью открытых писем с репродукциями работ художницы были не только их тема и стиль, но и объединение изобразительного искусства и поэзии: как правило, изображения сопровождались строками стихотворений В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. А. Фета и других поэтов. Маленькая картина и стихотворение идеально подходили друг к другу. Взглянув на изображение и прочтя поэтические строки, можно было сразу сказать, какому времени года и душевному настроению посвящены произведения. Вернёмся к музейной открытке и изображениям на ней. Справа от веточек вербы Л. М. Эндаурова изобразила каплевидный янтарный кулон, добавляющий рисунку прелесть и некую загадочность. Рисунок сопровождает фрагмент стихотворения «Вербы» поэта, уроженца города Новая Ладога, Леонида Николаевича Афанасьева (1864−1920). Творчество Л. Н. Афанасьева пронизано темой природы, что, несомненно, роднит его с произведениями Л. М. Эндауровой. Так в простой почтовой открытке объединилось мастерство двух талантов. Отметим, что строки стихотворений Л. Н. Афанасьева присутствуют и на других открытках с репродукциями работ художницы. Бланк открытого письма заполнен рукописным посланием семье Котиковых, которая проживала в имении «Росинка» в Старой Ладоге. Местонахождение этого имения и его история в настоящее время являются для нас загадкой, которую, вероятно, удастся разгадать в будущем. Почтовый штемпель на открытке свидетельствует о том, что в место назначения письмо прибыло 24 мая 1916 года (Ил. 2). Таким образом, обычная открытка выполняла целых три функции: воспитывала чувство прекрасного, прививала любовь к родной поэзии и связывала друг с другом родных и близких людей. Ольга Ищенко, хранитель коллекций "Документы", "Фотодокументы", "Редкая книга" #бумажныйхранитель
05.03.2024 в 12:42


ХОЛСТЫ И КРАСКИ 2 марта в стенах дома П. В. Калязина состоялось долгожданное открытие выставки «Холсты и краски». Авторы работ – Сергей Николаевич Чучалов и Татьяна Николаевна Шадрина – представили живописные полотна и текстильные изделия. «Холсты и краски» - первая совместная выставка супругов. По словам авторов, результат такого смешения двух разных направлений для них самих стал неожиданным – получилось интересно. В первом зале, который встречает гостей выставки, разместились пейзажи и большие стёганные вручную одеяла традиционного лоскутного шитья. Неожиданно? Да, неожиданно. И интересно, эффектно, гармонично. Новые живописные работы – чище, ярче. Вероятно, на творчестве художника сказались частые выезды на пленэры, где сама природа очищает палитру. Действительно, работы Сергея Чучалова, составлявшие его первую в Старой Ладоге выставку в 2017 году, кажутся по-северному сдержанными и, как признал Сергей, даже мрачными. А сейчас – краски, свет и созвучие с традиционным искусством, которым увлечена супруга. Татьяна Николаевна Шадрина рассказала о первом знакомстве с Ладогой. Ещё в институте она увидела фреску «Чудо Георгия о змие». Увидела и влюбилась. Приехать в Ладогу из Сибири в студенческие годы было практически невозможно. Поэтому сейчас художник компенсирует упущенные в 90-е путешествия, приезжая в Ладогу регулярно. Любимая работа Татьяны Николаевны – традиционное лоскутное шитье, которое отличается от западных техник. Оно более яркое, народное, простое в композиции. Свою любовь к работе с лоскутом она выражает не только созданием масштабных изделий. В этой технике ею выполняются распространённые когда-то детские игрушки-мячики, свивальники для младенцев. Увлечение лоскутным шитьём ожидаемо привело автора к изучению народного костюма, а с ним – ручного ткачества, вышивки, набойки. Костюмы, которые представила Татьяна Николаевна, отражающие традиции Вологодской и Архангельской областей, сшиты по выкройкам от подлинных вещей. Узоры масляной набойки на полотенцах – точные копии тех, что когда-то мастерицы «дарили кому хотели». Выставка получилась по-весеннему радостной, наполненной жизнью и верой в прекрасное грядущее. Наверное, такими и должны быть первые после долгой зимы выставки! Приходите любоваться холстами и красками в выставочные залы дома П. В. Калязина до 14 апреля!
02.03.2024 в 16:03


ПРАЗДНИЧНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС Чудесный весенний день выдался сегодня в музее-заповеднике «Старая Ладога». Во-первых, впервые за много дней выглянуло солнце, а в просветах серых рваных туч показалось лазурное небо. Во-вторых, в доме купца П. В. Калязина открылась прекрасная яркая выставка работ С. Н. Чучалова и Т. Н. Шадриной "Холсты и краски". А в-третьих, мастер работы с текстилем Татьяна Николаевна Шадрина поделилась с гостями музея своими знаниями – в завершении открытия выставки она провела мастер-класс по изготовлению птички из лоскута ткани. Мастер-класс действительно вышел праздничным, и не только из-за погоды, открытия выставки и живого общения с авторами работ. Он состоялся как раз в преддверии российского Дня бабушки, который приходится на первое воскресенье марта. Ладожанки (и бабушки, и внучки) ушли из музея с памятными весенними подарками, созданными собственными руками. Музей-заповедник «Старая Ладога» благодарит мастера и гостей за прекрасное весеннее мероприятие! Поздравляем всех бабушек с наступающим праздником!
01.03.2024 в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой Наверняка каждый из вас слышал фразу «как корова на льду»! Обычно так называют неуклюжего человека, сравнивая его с коровой из-за её неспособности передвигаться по замерзшей поверхности. Парадоксально, но именно кости крупного рогатого скота (КРС) часто использовали средневековые жители для передвижения по льду и утрамбованному снегу. Как же так, спросите вы? Отвечаем. Н. И. Репников в 1911–1912 гг исследовал культурные слои Земляного Городища Ладоги и обнаружил несколько экземпляров плюсневых костей (метаподиев) КРС, обработанных определённым образом. Ученый условно назвал их «коньками для катания на льду». Позднее подобные предметы, датированные VIII–X вв., находили на территории Ладоги и другие исследователи. Так называемые «КОНЬКИ» (илл. 1) или костяные полозья с отверстиями для крепления к обуви посредством ремня или верёвки известны на многих средневековых поселенческих памятниках Северо-Западной и Северной Европы. При этом единого мнения о функциональности изделия все ещё не сложилось. Вот несколько возможных вариантов: – индивидуальное средство передвижения или коньки для катания; – лощила или гладильники для выделки кож и тканей; – правилки для контроля обработки горизонтальных поверхностей; – многофункциональные изделия. Материалы из раскопок в Ладоге и Новгороде, сопоставленные с данными русских летописей и европейских хроник X–XII вв., позволили специалистам (О. И. Давидан, И. В. Ивановой, О. М. Олейникову, и др.) заключить, что такие предметы говорят о массовом увлечении жителей катанием на коньках по льду или утрамбованному снегу. Изготовить костяные коньки для себя и членов семьи мог любой взрослый в домашних условиях. Простота обработки плюсневой кости во многом определялась особенностями её строения (илл. 2): дорсальная (передняя) сторона, подрезанная и заполированная до ровной плоскости, идеально подходила для «лезвия»; вентральная (задняя) становилась опорой для стопы. Отверстия, надрезы и канавки на обоих эпифизах (концах) не давали соскальзывать мягкой подошве обуви и позволяли лучше закрепить полозья ремнём. Правильно подобранная под размер стопы длина кости также обеспечивала устойчивость на льду. Процесс катания несколько отличался от того, к чему мы привыкли сейчас. Первый вариант: скользить по льду, не отрывая ног от поверхности, при помощи одной или двух палок-опор, которыми отталкивались одновременно. Второй вариант: крепить костяной конёк только к одной ноге, используя для толчка вторую ногу. Интересно заметить, что слово «коньки» считается исконно русским. Действительно, внешний вид загнутой вверх носовой части полозьев чем-то напоминал лошадь. Способ передвижения с помощью одной палки также мог напоминать о езде верхом. Наконец, из общего числа найденных археологами костяных полозьев выделяются «коньки», изготовленные из лошадиных костей. Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
28.02.2024 в 09:00


ХОЛСТЫ И КРАСКИ Дорогие друзья! Приглашаем на открытие выставки Сергея Чучалова и Татьяны Шадриной "Холсты и краски". Мероприятие состоится 2 марта, в субботу, в 14:00 в доме П. В. Калязина (ул. Варяжская, д. 6а). Вход свободный!
21.02.2024 в 09:00


21 ФЕВРАЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЭКСКУРСОВОДА Как правильно отметить этот день экскурсоводу? Конечно, на экскурсии. Причём, лучше всего в непривычной роли слушателя! Накануне профессионального праздника сотрудники разных подразделений, в обязанности которых входит и экскурсионная деятельность, приступили к освоению нового экскурсионного маршрута по экспозиции «Ладога христианская». В ходе экскурсии, подготовленной заведующим отделом музея Мариной Викторовной Орловой, коллеги обсудили наиболее удачные варианты размещения экскурсионных групп, рассмотрели самые яркие и интересные экспонаты и детали, познакомились с примерами построения рассказа об экспозиции. Теперь предстоит самостоятельная работа с текстом, который необходимо не просто освоить, а переработать в удобный, понятный, подстроенный под собственный маршрут рассказ. И предстоит сдать экзамен – контрольное прослушивание, обязательное для получения допуска к работе на экспозиции. Совсем скоро начнётся туристический сезон, который музей-заповедник «Старая Ладога» встретит новыми экскурсионными маршрутами!
20.02.2024 в 10:01


ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМУ СОВЕТУ БЫТЬ!
19.02.2024 в 09:00


МОРСКОЙ БОЙ В преддверии Дня защитника Отечества в музее-заповеднике «Старая Ладога» проходят интерактивные занятия для учащихся Староладожской школы. На игровом поле «Морского боя» экипажи кораблей поджидают не только вражеские суда, но и задания на ловкость, смекалку и умение работать командой. Ребята знакомятся с морской терминологией, семафорной азбукой, работой штурмана и капитана, механика и кока. Два слаженных экипажа думают, бегают, спорят, и несмотря на азартную нешуточную борьбу, все становятся победителями – каждый участник занятия в конце игры получает подарок!
17.02.2024 в 09:29


Добро пожаловать в рубрику #МузейныеЗагадки! Действительно, пояс был обязательным атрибутом мужского гардероба. По убранству пояса можно было судить о социальном положении его владельца: крестьяне носили тканые, плетеные и простые кожаные ремешки, крупные феодалы, князья - драгоценные золотые пояса, которые передавали по наследству. Особое явление - наборный пояс дружинника, символ мужской чести и достоинства. На ремень с бронзовыми или серебряными орнаментированными накладками и литым хвостиком подвешивали разного рода необходимые вещи. Сегодня в рубрике #МузейныеЗагадки предлагаем расшифровать названия предметов, которые могли находиться на поясе средневекового мужчины. Свои версии пишите в комментариях!
16.02.2024 в 09:00


#КультурныйСлой #СтароладожскийКультурныйСлой Одним из важнейших предметов обихода у жителей Древней Руси было приспособление, без которого не развести костёр и не растопить печь в доме. Единственный в те времена способ добыть огонь – использовать ЖЕЛЕЗНОЕ КРЕСАЛО для извлечения искры при ударе им о кусок кремня. Зачастую кремень был вторично используемым . Кресала являются широко распространёнными находками на многих средневековых памятниках Северной и Восточной Европы. Сегодня мы расскажем об одном из наиболее ранних типов данных инструментов, найденных в Ладоге. Итак, КАЛАЧЕВИДНЫЕ кресала (илл. 1) были хорошо известны по всей Северной и Восточной Европе. Форма изделия, напоминающая калач, с завитками на концах ручки, позволяла носить его с собой на поясе. Ранние варианты таких кресал, известных из слоёв IX–XI вв., имели своеобразный выступ-язычок на внутренней стороне лезвийной части. К началу XII в. появляются кресала с прямым лезвием без язычка. Технология изготовления кресал предполагала создание железной основы с последующей наваркой слоя высокоуглеродистой стали на ребро лезвия. Мельчайшие частицы стали, оторванные при ударе о камень, имеют свойство мгновенно нагреваться до степени свечения и окисляться на воздухе. Вероятно, эту особенность древние мастера подметили во время обработки железных изделий на шлифовальном круге. Изучая эволюцию формы и технологию создания железных кресал, Б. А. Колчин, В. В. Седов и другие отметили тенденцию к упрощению формы и ухудшению качества изделий в более позднее время. Очевидно, это было связано с массовостью производства и широтой рынка сбыта. Станислав Выскубов, хранитель коллекции «Археология»
15.02.2024 в 09:00


ФОТОВЫСТАВКА "ЭХО ПРОШЛЫХ ЛЕТ"
12.02.2024 в 09:00


ЛИЦОМ К ЛИКУ Здравствуйте, дорогие друзья! В этом году мы начинаем рассказ об иконах из собрания музея-заповедника «Старая Ладога». Часть из них представлена на экспозиции «Ладога Христианская» в Доме купца П. В. Калязина. Поэтому начнём знакомство с икон, доступных для посетителей нашего музея. «Трерядница» – икона небольшого размера (30х25х2 см), написанная темперой по дереву. Её место создания неизвестно, известно лишь, что она была подарена музею частным лицом в 1971 году. Чем интересна эта икона? Она относится к так называемым народным «краснушкам» (доминирующий фон таких икон красный), которые получили широкое распространение в XIX веке. Трёхрядные иконы стали популярны в это же время. Существует много вариантов названий икон такого типа: «Трёхрядница», «Трерядница», «Трёхчастница», «Многочастник», «Избранные святые». Их особенностью является изображение святых в три одинаковых по высоте ряда. В верхнем поясе почти во всех трёхрядницах один и тот же состав изображений: в центре – Воскресение Христово, по краям – образ Казанской Божией Матери и святителя Николая чудотворца. Это деисусная композиция, где пророк Иоанн Предтеча заменён св. Николаем. Второй ряд включает изображения различных святых: на иконе из музея-заповедника это св. Иоанн (Златоуст), преподобные Зосима и Савватий (Соловецкие), св. мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду во всех трёхрядницах слева – св. Георгий, пронзающий змия, справа – св. мученик Никита (иногда св. Димитрий Солунский), в центре – какой-либо святой. В нашем случае это св. царица Александра. Образ Казанской Божией Матери был наиболее популярен в народе. Им благословляли венчающихся, перед ним молились во всех житейских нуждах. Святитель Николай чудотворец – самый почитаемый на Руси святой, заступник во всех бедах. Святые Георгий, Флор и Лавр – покровители земледельцев и скотоводов. Основатели Соловецкого монастыря преп. Зосима и Савватий почитались как покровители пчеловодов. Святому великомученику Никите молились от болезней и порчи детей. Таким образом, икона «Трерядница» – своеобразный свод иконописных изображений, перед которыми обычно возносили молитвы простые люди. Трёхрядная икона из коллекции музея-заповедника «Старая Ладога» выполнена скорописью в три цвета: чёрным контуром по красному фону написано доличное и охрой с белилами – личное письмо. При этом видна рука мастера, хорошо владеющего приёмами традиционного иконописания, сохранившегося в старообрядческой среде с дониконовских времён. Дарья Исакова, хранитель коллекции «Иконопись и церковная утварь» #лицом_к_лику
09.02.2024 в 15:00


МОЙ КРАЙ. СТАРАЯ ЛАДОГА Сегодня учащиеся Волховской школы и сотрудники музея-заповедника «Старая Ладога» продолжили работу над созданием декоративного макета древней Ладоги. В прошлый раз, напомним, ребята узнали о жителях города, их занятиях и вылепили из солёного теста ладожан – ремесленников и защитников. Сегодня пришло время фигурки раскрасить. Какого же цвета будет сарафан у пряхи? И какой сделать рубаху кузнеца? На эти вопросы помог ответить рассказ И. В. Бараусовой о тканях. Участники программы «Мой Край. Старая Ладога» узнали о том, как красили ткани в старину: кто этим занимался, как проходил сам процесс окрашивания, какие красители использовали и где их брали. Было очень интересно! Практическая часть занятия получилась яркой, творческой и трудоёмкой! Ребята смешивали краски, придумывали оттенки, наносили краску в несколько слоёв. Особенно тонкая работа ждала в самом конце встречи. На подсохшем фоне авторы фигурок прорисовывали черты лица, мелкие детали одежды и орнаменты на платьях. Уже очень скоро ладожане в ярких нарядах займут свое место на макете!
06.02.2024 в 10:24


ЭХО ПРОШЛЫХ ЛЕТ Документальная фотовыставка «Эхо прошлых лет» о достопримечательностях и памятниках Старой Ладоги начнёт работу в Волховском городском культурно-информационном центре им. А. С. Пушкина 15 февраля. Основой для создания передвижной фотовыставки стали материалы из архива музея-заповедника «Старая Ладога», среди них фотоработы С. М. Прокудина-Горского, А. Н. Кирпичникова, М. И. Коляды, Л. А. Губчевской, Б. Г. Васильева, Т. С. Гайлис. На фотографиях запечатлены памятники Старой Ладоги в разные годы, их состояние до проведения реставрационных работ и современный вид. В нынешнем мире всё меняется с поразительной скоростью, и порой только старые фотографии могут рассказать и напомнить нам о том, каким всё было ещё совсем недавно. Ознакомиться с материалами выставки можно будет с 15 февраля по 24 марта 2024 года по адресу: г. Волхов, ул. Ломоносова, д. 28А. Вход на выставку бесплатный.
03.02.2024 в 11:20


#МузейныеЗагадки Для юных любителей истории и головоломок наш экскурсовод Екатерина подготовила новую рубрику #МузейныеЗагадки! #МузейныеЗагадки - это уникальный способ провести время с семьей, отвечая на интересные вопросы и раскрывая тайны музея. Каждую субботу ребят будет ждать задание, связанное с экспонатами нашего музея, и они попробуют найти ответ. Друзья, смело отправляйтесь навстречу приключениям и разгадывайте все загадки, которые встретятся вам на пути. Удачи, юные головоломщики! И первое задание. Человечество с давних пор стремилось сделать жизнь легче и проще, придумывая для этого различные приспособления. Но, глядя на некоторые из вещей, понимаешь, что сейчас не так-то легко определить, для чего они были созданы. Сегодня в рамках рубрики #МузейныеЗагадки мы подготовили для вас интересный предмет, который использовали жители средневековой Ладоги. Посмотрите на фотографию и попробуйте догадаться, что это такое! Свои версии пишите в комментариях!
27.01.2024 в 11:17


КТО ТАКОЙ АРХЕОЛОГ? Ответ на этот вопрос воспитанники Староладожского детского сада нашли в музее-заповеднике «Старая Ладога». 26 января в доме П. В. Калязина состоялась встреча ребят с научным сотрудником музея, археологом С. П. Выскубовым. Станислав Павлович рассказал о своей работе, объяснил, зачем нужна такая профессия, показал фотографии раскопов. А после небольшой лекции приступили к практике! Малыши посмотрели и потрогали подлинные находки и их копии: кусочки керамических сосудов, кованые гвозди, окаменелости, бусины, пуговицы, наконечники стрел. Дальше ребят ждал почти настоящий раскоп, даже разбитый, как и полагается любому настоящему раскопу, на квадраты. Вооружившись инструментами, участники экспедиции исследовали каждый сантиметр своих участков. Находки разглядывали, изучали с помощью лупы, искали подобные в каталоге, зарисовывали и… забирали себе на память! Раскоп, всё-таки, был почти настоящим. 😊 Подобные встречи, особенно проходящие в таком развлекательно-игровом ключе, оставляют в детской памяти неизгладимый яркий след. Кто знает, возможно, именно эта встреча в будущем подарит Ладоге нового незаурядного исследователя!
23.01.2024 в 09:23


ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю