21 января 2016 23:30      5806   Светлана Корнева, фотографии предоставлены героями

"Сайгон" и ананасы в шоколаде: петербуржцы о своём студенчестве и не только

В преддверии Дня Студентов мы спросили у профессоров, редакторов, художника, дизайнера и соучредителя PR-агентства, где они любили проводить свободное время в студенческие годы. Ответы оказались совершенно не предсказуемыми.
Читать в полной версии

Мои самые-самые студенческие места ― это, разумеется, "Сайгон" середины 70-х с казавшимся тогда особенно вкусным кофе и длинноволосыми 30-летними, которые представлялись нам познавшими житейскую мудрость. Это "Галера" Гостинного двора, где можно было купить джинсы и "Роллингов". Это пышечная у Финлядского вокзала, куда можно было мотануться после удачного экзамена и устроить себе "праздник души" за 55 копеек. Это "Лягушатник" (кафе-мороженое) на Невском, куда можно было привести первокурсницу, приехавшую из далекого городка, и поразить ее воображение. Это дегустационный зал "Нектар" у Техноложки, куда уже нужно было вести искушенную третьекурсницу, чтобы удивить ее заморскими напитками.

Это лыжный прокат, каток в Солнечном, куда можно было рвануть всей группой после зимней сессии, взять коньки и лыжи, а потом загреметь в ресторан "Горка", тогда бывший еще вполне по студенческому карману, особенно, если "принести с собой". Это Комиссаржевка с Ланграфом и БДТ с Гогой Товстоноговым, как мы его фамильярно звали.

К летней сессии я иногда готовилась на пляже Петропавловской крепости. Там тогда даже купаться можно было без риска для здоровья. Это примерно посредине между моим домом и факультетом журналистики. У нас с однокурсниками было любимое кафе - на углу Кадетской линии и набережной Макарова. Как называлось, не помню:  там был фирменный десерт: ананасы (консервированные или, может, замороженные, других-то не водилось в СССР) с мороженым и горячим шоколадом. Назывались "Ананасы в шоколаде", ну почти "в шампанском" ― Северянин нам был не чужд.

Моё студенчество проходило в начале 70-х годов. Я был студентом отделения дизайна училища им. В. И. Мухиной. Как художнику, мне больше всего запомнились выставки неофициального искусства в ДК "Газа" и ДК "Невский". Наш институт бурно реагировал на них, преподаватели и студенты  эмоционально обсуждали выставки. Мы часто ходили в Эрмитаж и Русский Музей. В студенческие годы любил посещать театр им. Ленсовета и БДТ. 

Помню, случай был смешной! Получили стипендию, купили пальто одному товарищу по училищу. Тогда купить пальто – чудовищная проблема была! Решили отметить, пошли в  общежитие возле Аничкова моста. Отметили, оказалось мало! Взяли пальто, пошли на угол у моста и продали его. Продали даже дешевле, чем купили. А пальто ведь хорошее было! На вырученные деньги пошли отмечать дальше. Утром настала абсолютная пустота – ни денег, ни стипендии,  ни пальто…

Библиотеки, конечно, библиотеки! И это несмотря на то, что я училась в ЛГИТМиКе, театральном институте на Моховой. То есть, с 9.30 до 17.30 — лекции (в том числе, в Русском музее и Эрмитаже, среди подлинников) и семинары по специальности, а вечером — всего два варианта: либо театр, либо библиотека. Третьего студентам-театроведам не было дано, и я, в панике оттого, что могу не успеть чего-то написать-прочесть-узнать, собрать полную библиографию пропадала в библиотеках. Их было несколько: Публичка, научная библиотека на Исаакиевской, 5 (тогда это был не автономный РИИИ, а научно-исследовательский отдел нашего же института). Но главной была она ― Театралка на углу Зодчего Росси.

С тех пор мое заветное (и совершенно несбыточное в гонке дней) желание снова, не торопясь, завернуть за Александринку, открыть старую тяжелую дверь и сесть за стол под зеленой лампой… Каталоги (обязательно с карточками! живыми, ручными), подшивки старых газет — это все прекрасная эмиграция от суеты, это путь не к теням умерших, а к живой жизни прошлых эпох, это запах и цвет, отличный от цветов на мониторе…

Если говорить о театрах, то со времен студенчества я хорошо запомнила постановку "Бесов" в МДТ. До сих пор не могу себе представить, как можно досмотреть спектакль, который идет 7 часов. Сейчас мне кажется, что это безумие. Тогда, видимо, всем кто выдержал это испытание, грозил зачёт.

Из определённых мест я могу выделить петербургский метрополитен. 50 минут в институт и 50 обратно - можно даже посчитать, что за пять лет я провела в метро... нет, страшно считать!

Самое мифическое место - это лекторий, где преподавали логику. Я была там раз 50, но сейчас не смогу вспомнить, где он находился, потому что лекции были каждую субботу в 8 утра. Как и поход на "Бесов", я не понимаю сейчас, как я смогла это выдержать. 

Я закончил  Санкт-Петербургскую Академию Театрального искусства, театроведческий факультет  в 2000 г. (ЛГИТМиК) Учиться было интересно,  и окрестности Моховой улицы сразу стали родными. Все кафешки района, а их было гораздо меньше, чем сейчас, казались гостеприимными и очень вкусными.

В то время я дружил со многими модными музыкантами и художниками, мы ходили в клубы "Грибоедов", "Спартак", "Космонавт", "АРТ_клиника", много времени проводили на Пушкинской, 10.  В этом культовом месте мы ходили и на концерты и на выставки,  погружаясь в питерский андеграунд. Это был отдельный образ жизни. В клубе "Спартак", который раньше был кинотеатром уникального кино, а затем стал музыкальной площадкой, я услышал первые выступления "Ночных снайперов", группировки "Ленинград", группы "Соус" и Наташи Пивоваровой. А посещение театров было обязательным для студентов театроведческого факультета, поэтому, кажется, что из театров мы и не выходили. 

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте