Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+


1 октября 2019 г. 16:05
Супер-эксклюзив

4879

Автор: С.Филатова

Семен Спивак: как зрителю готовиться к спектаклю и при чём тут отношения мужчины и женщины

25 лет назад художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак набрал свой первый актерско-режиссерский класс в РГИСИ. Специально для Peterburg2 Семен Спивак поделился своими "правилами жизни".

Читать нас в Яндекс.Новостях

Как, занимаясь в студии ИЗО во Дворце пионеров, попасть в театр

В самом начале мне очень помогла определиться в жизни заслуженная артистка Украины Валентина Валентиновна Бесполетова, руководитель театра во Дворце пионеров в городе Черновцы, в Карпатах. Я там два года учился в студии ИЗО. Однажды шел по коридорам и задержался возле зала, где занимался театральный кружок, – меня заинтересовал язык, на котором там говорили. Я попросился к ним, и вот с тех пор в этом "зале" и нахожусь.

О сомнениях в правильности выбора профессии

Двадцать четыре года назад я сказал: "Я тогда еще не знал, что сообщество людей так же хорошо, как плохо. Если б догадался, остался бы в художниках", и сейчас думаю также. Но человек приходит в эту жизнь, чтобы расти, и теперь я принял ситуацию, о которой говорил тогда. Я считаю, что сделал правильный выбор, и пытаюсь следовать своему призванию.

Как изменились актёры за 25 лет

В мою "педагогическую сеть" попадают люди, которые понимают друг друга, поэтому все курсы дружат, играют в одних спектаклях, участвуют в одних и тех же проектах – таких, как "Театральный Петербург на книжных аллеях", и многих других.

(Источник фото: Юлия Кудряшова)

Когда я набирал первый курс, я был немногим старше своих студентов. Поэтому все четыре года они провели у меня дома, что было во многом неверно. Спустя пять лет к студентам второго набора я уже относился как старший брат. К следующим - как отец, а к последним – как мудрый отец.  Первый курс был очень романтичный. Второй – очень амбициозный, злой до работы, с нервом. Третий курс был лирический, напоминающий нежные полевые цветы. А последний - очень деловой и при этом живой. Лучший курс я назвать не могу. У каждого была своя сильная сторона, свой "вид спорта".

Как изменился стиль актёрского преподавания

Когда человек начинает впервые преподавать, он хочет что-то доказать, проверяет свои методики и очень давит на учеников. А уже с годами работают проверенные вещи, идет спокойное изучение человека, будущего артиста. Мне кажется, любое искусство должно быть направлено на человека, ведь он непознаваем. Главное в обучении – чтобы молодой артист посмотрел в себя, это самое сложное. Если ты изучаешь себя, ты замечаешь и плохое, и  хорошее и учишься выбирать то, что поможет людям.

Спектакли для знакомства с Молодежным театром

"Касатка", "Наш городок", "В день свадьбы", "Жестокие игры" и еще десяток. Спектакли, в основе которых любовь. Мы вообще много занимаемся жизнью человеческого духа и темой любви, нам кажется, это первооснова.

Современный театр сильно увлечен экспериментами, хотя, на мой взгляд, они должны происходить в лабораториях. История человечества доказала, что самый лучший путь – это путь изучения и эволюции, а не революции, но сегодня, к сожалению, революции приветствуются – политические, художественные, литературные, кинематографические, театральные.

Как готовиться к посещению спектакля

Знаете, Мейерхольд высказал мысль, которая меня когда-то потрясла: чтобы был великий театр, должен быть великий зритель. Ко всему должна быть привычка, и зритель должен научиться ходить в театр. Нельзя приходить в театр "оттягиваться", говорить по телефону и так далее. К сожалению, театр сейчас определен как сфера услуг, и это сказывается на отношении и поведении публики.

(Источник фото: Юлия Кудряшова)

Об этом не говорится, но артист на сцене находится в психологически измененном состоянии, и любой шорох его трезвит, он начинает видеть зал. А он не должен видеть или слышать зал, он сразу же зажимается. Пусть зритель попробует выйти при полном зале на сцену таким, каков он есть, – это страшно, он почувствует себя голым! Я думаю, должен быть навык, как идти в театр и как себя вести. У нас же есть навык, как себя вести в самолете, хотя не все это соблюдают, или, например, на приёме у врача. Есть некие правила и в театре.

Зритель должен уметь ждать, а он хочет, чтобы сразу стало интересно. Извините за этот пример: когда знакомятся мужчина и женщина, они же не сразу приступают к акту любви. Проходит время. Конечно, это, наверное, самое интересное, но к кульминации надо прийти. А для этого надо быть воспитанным и терпеливым.

Потом, зрителю очень важно понимать, что такое режиссура. По сравнению с актерской профессией, которой боле пяти тысяч лет, профессия режиссера родилась позавчера. Поэтому зрители, я думаю, не все знают, что это такое. Да и артисты, честно говоря, не всегда. Есть режиссерское время, когда артист помогает режиссеру осмыслить пьесу. Но если артист за кулисами не отдаст в конечном счете палочку первенства режиссеру, то потом он не сможет на сцене быть царем. Я считаю, что театр до сих пор не принял режиссера. Но цепочка рождения спектакля неизменна: у драматурга рождается идея, потом она заражает режиссера, потом режиссер пытается передать свое потрясение артисту и артист впечатляет зрителя. Если этой цепочки нет, то спектакля тоже нет. Зритель должен это понимать.

Расписание спектаклей Молодёжного театра можно посмотреть в нашем специальном разделе "Репертуар".


Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Яндекс.Район: больше интересного каждый день. Все интересные события - в нашей еженедельной рассылке

 
Интервью Мнение Новости метро Технологический институт Театр Цитаты Гиперссылка на Peterburg2.ru обязательна
Семен Спивак
Молодежный театр на Фонтанке
Рекомендованы для посещения Петербургом2
PhilocoffiaКофейня PhilocoffiaЦентрСобытий на ЗаставскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на ЗаставскойОльшаникиПансионат ОльшаникиЗоопарк на Лампушке Зоопарк на ЛампушкеЦентрСобытий на ПетроградскойПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий на Петроградской


Статьи по теме
«Никаких прикосновений»: создатели поэтического джаз-спектакля «Образ любви откровенный» о постановке, любви и трудных задачах «Никаких прикосновений»: создатели поэтического джаз-спектакля «Образ любви откровенный» о постановке, любви и трудных задачах В Петербурге продолжаются премьерные показы поэтического джаз-спектакля "Образ любви откровенный". Peterburg2 посетил спектакль и побеседовал с командой создателей....
Главное

Прогноз погоды

Малооблачно

+13°..+15°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку