23 сентября Санкт-Петербург и Театр им.В.Ф.Комиссаржевской отметят 85-летие народного артиста России Ивана Краско. В родном театре в 18.00 состоится творческий вечер артиста, на котором Иван Краско вновь сыграет Сократа в фрагменте спектакля «Тише, афиняне!», услышит поздравления от своих многочисленных театральных друзей и поклонников.
Иван Краско - легенда театрального Петербурга и счастливый актер: его творческая биография состоит не только из театральных ролей, но и из множества киноработ, озвучания, записей на радио. Те, у кого сохранилась еще «радиоточка», практически ежедневно слышат голос Ивана Ивановича на волне «Радио России». Уникальный талант, глубокий ум, великолепное чувство юмора, неповторимое мужское обаяние заставляют каждый раз замирать зал в преддверии чуда… Востребованность – вот что подчас определяет ощущение профессионального и человеческого счастья. В этом смысле Краско давно обрел в жизни свое «доходное» творческое место, регулярно приносящее ему дивиденды в виде зрительской любви.
В театральный институт он поступил в военном чине, будучи командиром корабля на Дунае (класс Е.Тиме). В 1961 году он был принят в знаменитый Большой драматический театр (тогда – им. Горького), где служил до 1965 года. Путь актера начинался у великого режиссера Г.Товстоногова на сцене БДТ. Неугомонный дух артиста с ярко выраженной гражданственной позицией толкал его в самые неожиданные и смелые дела. Он успел поработать и с легендарным режиссером Е.Шифферсом. Затем актер служил в Ленинградском театре Драмы и Комедии. Целая эпоха связана у актера с родным театром – им.В.Ф.Комиссаржевской, где 10 сентября он отметит 50-летие творческой деятельности…
В 1965 году артист поступил в труппу театра им. В. Комиссаржевской, где талант неординарно мыслящего актера раскрылся со всей полнотой в постановках М. Сулимова, В. Ленцевичуса, Ю. Дворкина, К. Гинкаса, Р. Агамирзяна. В нем виртуозно соединились академическая манера подачи текста с приемами площадного балаганного представления. Иван Краско заявил о себе как о замечательном комедийном актере, способном к импровизации, тяготеющем к яркой зрелищной театральности. Любая из его ролей тщательно пластически выстроена, а отточенному жесту сопутствует выверенность интонации, тембра голоса. Строгость и лаконичность, «сделанность» роли вовсе не исключают исключительной силы эмоционального воздействия. Каждая работа мастера сцены – это открытие целого мира, богатство мыслей, идей, театральная новизна и свежесть уникальной личности.
Гражданская и творческая активность этого уникального артиста не угасает. Артист умеет мыслить на сцене глубоко, чувствуя болевые точки времени и транслируя со сцены свое «послание человечеству». Так, в образе Сократа он передает всю опасность безграничной власти. В его откровениях - непохожесть на остальных, беспредельная честность и верность Истине. Мудрец, чьи изречения слетали с губ и начинали жить своей жизнью, чьими учениками хотели стать многие, чей ум не шел в сравнение с другими, - в решающий момент остается непонятым. Тихий, отстраненный, очень «домашний», Сократ-Краско вызывает и восхищение, и сочувствие.
Иван Краско: Одно дело — воспевание власти, а другое — отображение сущности человеческих взаимоотношений, человеческой души... Сократ говорил: «это очень просто и очень трудно», потому что это философия самого высокого полета. Сократ для меня вечный кумир. Когда его приговорили к смертной казни, друзья принесли ему денег, чтобы он бежал, а он сказал: неужели вы не знаете, кто такой Сократ? Я с молоком матери воспринял законы страны, в которой живу, а вы мне теперь предлагаете сбежать и из-за угла клеймить родину, в которой я всю жизнь прожил. Это недостойно ни Сократа, ни кого-либо другого.
И дальше мудрец сказал: я не боюсь смерти, потому что я рассуждал много, что такое смерть. Может быть, она для человека совсем не зло, а благо великое. Почему? Во-первых, смерть это или стать ничем, это все равно что уснуть и ничего не видеть во сне, или же смерть - это переселение души из этих мест в другое место, где уже находятся все умершие. Я же там могу встретиться с Гомером, например, (смеется) или с Сизифом, и поговорить с ними. И это было бы для меня величайшим блаженством. Сократ превзошел все религии, а рассуждения очень простые, поэтому я в театре играю Сократа без всякого грима. Там не надо делать ему курносый нос, лысую башку. Это просто усталый человек. И все потрясены, а ведь время действия — 399 год до нашей эры. И тем не менее, все как сейчас. То есть человек не меняется. Не меняется его психика, но свою интеллектуальную деятельность нужно направлять и контролировать. Это я даже своим ребятишкам Ване и Феде толкую. Для чего тебе голова? Думай, думай и делай, живи по совести.
За последние несколько лет он сыграл на сцене родного театра пять интересных разноплановых ролей в постановках разных режиссеров. И каждая роль – открытие, удивление. Полная противоположность его Сократу - Вышневский из пьесы А.Островского «Доходное место» - карикатурно молодящийся мафиози, жесткий и бескомпромиссный «хозяин» жизни, не сумевший пережить крах собственной карьеры; юрист Эмиль Гайденрейх в «Эросе» Павла Когоута, встретивший на склоне жизни свою подлинную любовь, мудрый старик Санин в спектакле «Утоли моя печали…»
Неповторимый голос актера, его необычайное чувство юмора, особенная авторская интонация делают каждую роль неповторимой. И. Краско давно и по праву завоевал всенародную любовь и уважение. Хорошо известны его роли в таких фильмах, как «Блокада», «Балтийское небо», «В городе С», «Дорога домой», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Дом на Фонтанке», «Принц и нищий», «Юркины рассветы», «Конец императора тайги», «Макар-следопыт», «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита», «Господин оформитель», «Легенда о Тиле», «Маленький водяной», «Россия молодая», «Семен Дежнев», «Господин оформитель», «Афганский излом», «Зоннентау», «Брежнев», «Мальчики», «Поклонница», «Роман императора», «Цветы календулы», «Мы из будущего», «Берега моей мечты»... Актер с удовольствием участвует в спектаклях молодых неопытных режиссеров маленьких студийных театров и университетского театра. В своей социальной активности И. Краско даст фору любому молодому человеку. В течение многих лет ведет благотворительную работу в СТД. Его встречи «В гостях у дяди Вани» - это доверительный разговор о наболевшем с ветеранами труда. Зрители, многие из которых ходят в театр именно «на Краско», остаются преданными этому удивительному артисту, тонко чувствующему время и жадно, разнообразно живущему в нашу сложную эпоху.