В апреле и мае БДТ представляет цикл воскресных встреч с искусствоведами, посвящённых живописи, музыке, скульптуре, культурным традициям и не только.
5 апреля Русский лубок
Лубок − особая страница городской визуальной культуры. В XIX веке он был необычайно, он затрагивал самые разные стороны жизни – от любви и семьи до войны и политики. Лубок интересен не только своим изобразительным рядом, но и подписями, в которых выражалась народная философия жизни.
12 апреля Музыкальная история в Коломне: Пушкин, Стравинский и «Мавра»
Петербург вписан в партитуру «Мавры» — вместе с Пушкиным, Глинкой и Чайковским, которым опера посвящена. С ее помощью можно услышать, как звучала Коломна в детстве Стравинского. И заодно понять, как в этой маленькой опере происходит самый большой перелом в творчестве композитора, а вслед за тем — и в музыке 1920-х.
19 апреля «Князь Холмский» Глинки – «симфоническое чудо»
Любите ли вы Глинку? — какой же русский не любит «Жизнь за царя», «Руслана и Людмилу», «Камаринскую», «Вальс-фантазию»... Но не вспомнят музыку к «Князю Холмскому», которую Чайковский назвал «симфоническим чудом». Странная, необъяснимая судьба!
26 апреля Вне нотного стана: как записывали музыку
Привычные пять линеек и нотные знаки — достаточно позднее изобретение. Сегодня эта запись кажется удобной, хотя раньше мелодию фиксировали иначе. В наше время также есть ситуации, когда звучание закрепляется иными способами, некоторые из них имеют давние традиции, другие возникли совсем недавно.
17 мая Мужская стать в зеркале искусства
Каковы критерии оценки фигур Адама или Ван Дамма? Почему «Аполлон» Леохара уступает в красоте «Гераклу» Лисиппа, а обе статуи – живому афиняну Сократу? Почему мятежный дух Микеланджело не по душе нарциссам последних времен? Попробуем найти ответ.
24 мая Первое сентября и Последний звонок: принцип ритуальной анфилады
Школьные праздники вовлекают учеников, учителей и родителей в пространство, заполненное букетами, белыми бантами и знакомыми до слёз песнями. Раз в год через каре торжественной «линейки» впускают первоклассников и провожают выпускников. Как и для чего устроена эта ритуальная анфилада?
31 мая Символика средневекового искусства: знамена и флаги
В искусстве средневековья особое значение имеют символы, выражающие его самые важные установки. Иногда в силу определенных причин символами становятся конкретные исторические реалии. Мы будем говорить о том, какие исторические условия способствовали тому, что флаг, являясь изначально воинским знаком, вошел в религиозное искусство и стал восприниматься в его контексте как символ