Его называли последним поэтом деревни, хулиганом и пророком, гением и гулякой. Его стихи распевали в кабаках и цитировали в салонах, ими зачитывались крестьяне и интеллигенция, их боялась власть и обожали женщины. Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но стал голосом целой эпохи. В душе поэта всегда жила Россия — близкая и родная, в её пейзажах и образах он черпал вдохновение для самых искренних произведений. Любовная лирика и пронзительные строки Есенина о Родине пережили своё время и до сих пор трогают сердца людей. Сегодня судьба творца — стремительная, полная чувств, страсти и трагедии — оживает в музыкальном спектакле «Есенин» Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина, приуроченном к 130-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода поэта.
Режиссёр Филипп Разенков стремится показать не миф о «золотом хулигане», а живого человека — тонкого, уязвимого, одержимого поиском правды и внутренней опоры. В спектакле герой раскроется во всей противоречивости своей натуры: нежный и дерзкий, ранимый и свободный, деревенский мальчишка и утончённый денди столичной богемы. «Чем больше я читаю Есенина, — отмечает режиссёр, — тем яснее понимаю: его внешний эпатаж был щитом. За ним — человек, переживающий за свою страну и страдающий от неспособности изменить её судьбу. Это был человек света, которого сжигала собственная огненная душа».
Художник-постановщик Елена Вершинина выстраивает сценическое пространство как метафору извилистой дороги, ведущей через всю судьбу поэта. Вместе с ним зритель проходит этот путь: от первых шагов в Петрограде и робкого стука в двери редакций — к признанию Блока, дружбе и соперничеству с Клюевым и Мариенгофом, ожесточённым дуэлям с Маяковским. На сцене появляются Галина Бениславская, чья любовь стала последним прибежищем поэта, и Айседора Дункан, увлекшая его в мир другой культуры и другой жизни. Перед глазами сменяются картины: императорские покои, шумные митинги, кабацкие гулянья, манифесты имажинистов, страстные признания и холодные допросы.
Пространство спектакля свободно от бытового реквизита: вместо реализма — знаковые образы. Арка с имперским гербом; красные элементы, разделяющие эпохи; золотые слитки как ироничный символ американской мечты; кружевной занавес, подобный оренбургскому платку и сотканный из памяти предков. Костюмы, созданные Еленой Вершининой, вдохновлены кроем начала XX века и насыщенны аллюзиями России, которую поэт так стремился сохранить в себе.
Музыка Евгения Загота становится эмоциональным нервом постановки.
В спектакле звучат хоровые сцены, энергичные разгульные куплеты, трогательные любовные дуэты и философские арии. Тексты Анастасии Букреевой и стихи Михаила Загота превращают слова и музыку в единый поток — поток судьбы, влекущий поэта навстречу роковому концу.
«Мы покажем трагическую, но закономерную развязку этой судьбы, — говорит художественный руководитель театра Фабио Мастранджело. — И оставим зрителю пространство для личного переживания».
Финал музыкального спектакля становится не точкой, а освобождением: нити, связывавшие Есенина с людьми и временем, становятся всё тоньше, и лишь разорвав их, поэт обретает покой, возвращаясь «домой» — в свет.
Постановочная группа:
Композитор — Е. Загот
Режиссёр — Ф. Разенков
Художник-постановщик и художник по костюмам — Е. Вершинина
Либретто — А. Букреева
Стихи — М. Загот
Балетмейстер — И. Ляховская
Вокал-коуч, хормейстер — А. Чопик
Художник по свету — И. Вторникова
Премьера мюзикла «Есенин» состоится 24 и 25 октября 2025 года на сцене Дворца искусств Ленинградской области. Сергей Есенин вернется, чтобы вновь прошептать сквозь время: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель...».






































