Программа концерта представляет те два мира, на которые оказалась поделена страна и ее история после 1917-го года.
Вторая симфония была написана 21-летним Дмитрием Шостковичем по заказу Агитационного отдела музсектора Госиздата к 10-летию Октября. Партитура воссоздает картины революционных событий: от анархии и разрухи через нагнетание и борьбу к лирическому просветлению. В финале на фоне звучания заводского гудка хор скандирует: «Мы шли, мы просили работы и хлеба // Сердца были сжаты тисками тоски. // Заводские трубы тянулися к небу, // Как руки, бессильные сжать кулаки». Сегодня эта ранняя работа композитора звучит довольно редко, поэтому каждое ее исполнение привлекает к себе внимание публики. К условно «революционному» полюсу концерта относится также сюита из музыки, написанной Шостаковичем к трилогии о Максиме – фильмам Григория Козинцева и Леонида Тауберга, посвященным судьбе революционера.
Символ старого мира в программе – Второй фортепианный концерт Рахманинова. Одно из самых известных сочинений академического репертуара было создано в 1901 году, на заре нового века. «Колокольность», песенность, простор, щемящая пронзительная лирика – все это о столь любимой композитором стране, которая в 1917 году ушла в небытие. Она исчезла, но продолжала жить – в памяти, в воображении Рахманинова и, конечно, в его музыке. Образ этой «отчалившей Руси» останется самым главным для композитора до конца его жизни, последние 25 лет которой он провел в эмиграции.
Академический симфонический оркестр филармонии
Петербургский камерный хор
дирижер - Феликс Коробов
Пётр Лаул - фортепиано
автор и ведущая абонемента - Юлия Кантор