Как представить себе жизнь за границами разрушения окружающей среды и общего состояния кризиса? Пожалуй, нет более провидческого фильма, чем шедевр Андрея Тарковского «Сталкер» (1979), одновременно исторической и спекулятивной работы об ужасе мира в экзистенциальной опасности. Придумав Зону, главное «место» фильма, Тарковский создал ландшафт, пострадавший от деятельности человека, в котором при этом нет людей. Эта зона отчуждения управляется другой логикой, неизведанной и неумолимой.
Лейтмотив фильма задает дитя, дочь сталкера по прозвищу Мартышка, которая углубляется в Зону, и мы можем только делать предположения о степени воздействии Зоны на ребенка. Фигура Мартышки связывает не только это жуткое место со всеми остальными местами, но также с насилием прошлого по отношению к еще только воображаемому будущему. Она дитя разумного мира, где природа и культура больше не являются оппозициями, вместо этого органическая жизнь и технологии существуют в дебрях разворачивающихся разногласий.
От Мартышки переходим к химере, с недавними экспериментами в создании гибридов человека и обезьяны для выращивания новых органов для трансплантации. Продолжительная дискуссия о природе индивидуальности актуализируется уже с самого древнего понятия «химера», подразумевающего нелепое смешение разных вещей, будь то люди, животные или что угодно еще. Через эти и другие переплетения лектор порассуждает о том, что значит быть человеком, о возможном будущем и мирах, которые, возможно, предстоит населить.
Кристофер Браттон — художник, активист и сооснователь Центра искусства, дизайна и социальных исследований, антиинституционального проекта для поиска новых форм планетарного производства знания. Ранее Браттон исполнял обязанности руководителя департамента кино, видео и новых медиа и декана основного образовательного цикла Института искусств Чикаго; являлся президентом Института искусств Сан-Франциско. Сейчас профессор Университета Аалто (Хельсинки).
Лекция пройдёт на английском языке с последовательным переводом.
На лекцию требуется регистрация.