Мраморный дворец – необычное для Петербурга здание. Немногие в нашем городе дома имеют богатую и, изысканную отделку натуральным камнем. Но это – не единственное, чем замечателен дворец. Кажется, чего не коснись, все здесь интересно. Даже история места, на котором выстроен дворец, несет в себе загадки. История проекта, созданного итальянским архитектором Антонио Ринальди, полна неясностей, отразившихся в планировке дворца и всего комплекса сооружений. Интересно разобраться в устройстве и порядке функционирования здания, распланированного архитектором с необычной для XVIII столетия рациональностью с учетом интересов и образа жизни человека, для которого строился дворец – князя Григория Орлова. Наконец, замечательны интерьеры дворца, обустроенные с впечатляющей роскошью и изяществом. Был во дворце и вовсе уникальный по отделке интерьер Парадной столовой. Ее убранство было выполнено из тончайшего хрупкого материала – «бисквита» или неглазурованного фарфора. Европейская архитектура не знает иных подобных интерьеров.
Отдельную главу в истории дворца составляет его скульптурное убранство, созданное выдающимися русскими скульпторами екатерининской эпохи – Федотом Шубиным и Михаилом Козловским. Выполненные для дворца произведения скульптуры составляли целостные комплексы, связанные единством содержания, в основе которого лежали добродетели и деяния Григория Орлова и его братьев. Многое со временем стерлось из памяти, но настойчивый поиск вернул к жизни забытые имена статуй. Стала очевидно тесная связь скульптуры во дворце с живописным убранством. Но многое во дворце еще остается загадкой, добавляя интригу в историю замечательного здания.
На лекции из цикла «Дворцы Русского музея» Андрей Ухналев расскажет об этом уникальном памятнике, о его истории и роли в русской культуре.
Лектор Андрей Евгеньевич Ухналев.
Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.
Родился в Ленинграде в 1960 г. По получении высшего технического образования с 1983 по 1989 г. работал в отраслевом НИИ мирного профиля. Работал в издательстве «Политехника», что давало возможность с интересом учиться на искусствоведа (окончил заочное отделение факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1995 г.).
С 1993 по 2013 г. работал в Русском музее, занимаясь изучением Мраморного дворца и его скульптурного убранства, Летнего сада и его ограды, Летнего дворца и многих других интересных предметов. С 2013 г. работал в НИИТИАГ, к деятельности которого приобщился за несколько лет до этого, регулярно участвуя в конференциях «Архитектурное наследство». С конца 1990-х ведет практическую деятельность художника-архитектора в области создания и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, декора и малых форм.
Область научных интересов за последние годы - русская архитектура XVIII столетия – петровского времени и эпохи Екатерины II.