20 мая в Мраморном дворце открывается выставка работ Михаила Одноралова, которая продолжает череду экспозиций, посвященных искусству отечественных художников – участников нонконформистского движения - ныне живущих и работающих на Западе. На экспозиции представлено около 70 произведений живописи 1960-х – 2000-х годов.
Художник Михаил Одноралов (род. 1945) принадлежит к числу первых и наиболее активных участников движения нонконформизма в отечественном искусстве 1960–1970-х годов. Посещал мастерскую Роберта Фалька, тесно общался с представителями художественного «подполья» – Михаилом Рогинским, Оскаром Рабиным.
В первой половине 1960-х годов молодой художник уже вполне обрел собственный стиль. Определился даже круг предметов, никогда не соприкасающихся и не закрывающих друг друга: часы, пустые стеклянные банки, искусственные цветы, открытки. Постепенно сложилось особое отношение к изображаемому пространству: если в середине 60-х годов пространство еще сохраняло черты реального интерьера, то позднее к началу 70-х пространство натюрморта радикально меняется: трехмерность пространства разрушается, чтобы уступить место сложной пространственно-живописной конструкции. Многомерное пространство этих натюрмортов заполнено странными визуальными образами, транслирующими недоверие художника к реальности: в натюрморт с классическим гипсом вторгается кичевая репродукция, слепок Нефертити соседствует с изображением селедки, а портняжный манекен ставится в диалогические отношения с проектом нереализованного Дворца Советов. К концу 1970-х годов художник достаточно точно расставляет в своих произведениях приметы эпохи (на его работах можно увидеть сыр «Виола», пачку кофе, фирменные банки с икрой), цитирует визуальную культуру, от примитивных открыток до икон.
Одноралов был активистом московского нонконформистского движения, сначала – как представитель «левого МОСХ», затем как участник самых острых сопротивленческих акций, вплоть до «бульдозерной выставки». Во 2-й половине 1970-х годов, он принимает участие в организации серии неофициальных выставок в Москве. В середине июля 1975 года по заявлению художника Политбюро обсудило и разрешило очередную выставку в Доме культуры ВДНХ, где было выставлено в качестве экспоната «Пальто Одноралова». Это обычное темное пальто с грозной табличкой на груди «Руками не трогать». В том же году Одноралов вместе с Оскаром Рабиным едут в Ленинград на важнейшее событие неофициальной культуры северной столицы – выставку в ДК Газа.
В 1980 году Михаил Одноралов подал документы на выезд из страны и вскоре оказался в Нью-Йорке. Произведения нью-йоркского периода первой половины 1980-х годов завершают российский период творчества художника, за которым следует период проб, сомнений, ревизии собственного опыта. В начале 1990-х годов художник начинает огромный цикл «Алиса с Нижнего Ист-Сайда» и продолжает работать над ним по сей день. Художник отсылает зрителя к одному из символов викторианской эпохи – книгам об Алисе знаменитого Льюиса Кэрролла. В этом цикле Одноралов последовательно применяет прием постмодернистского цитирования, широко используя фотографию, черпая из нее свои образы: спящие нимфетки и викторианская архитектура заимствованы из старинных фотографий или сняты самим автором в старых кварталах Нью-Йорка. Эти изображения рождают круг прямых ассоциаций со знаменитыми литературными произведениями: помимо Кэрролла, это набоковская «Лолита». Перенося Алису (или Лолиту) в район Манхэттена, художник множит всевозможные ассоциации и интерпретации. В этой серии Одноралов демонстрирует себя как мастер сложнейших психологических нюансов.
Одноралов последних двух десятилетий – практически новый, к тому же растущий, развивающийся художник. Ретроспективная выставка в Русском музее поможет зрителю в понимании и осмыслении его творчества.