В программе "Ключ к астрономии. Телескоп и флейта". Часть 3. "Полифония Вселенной". В Круглом зале Астрономического музея прозвучит концерт №2 "Музыка барокко. Фантазии Телемана". Завершится вечер наблюдениями в телескоп рефрактор Центральной башни Главного здания обсерватории.
Программа
I. В 19-00 в Западном меридианном зале обсерватории научно-популярный обзор из нового цикла "Ключ к астрономии. Телескоп и флейта". Часть 3. "Полифония Вселенной".
II. В 20-00 в Круглом зале обсерватории музея состоится сольный концерт №2 "Музыка барокко. Фантазии Телемана". Исполнитель Полина Горшкова — барочная флейта.
III. Наблюдения в телескоп Центральной башни Главного здания обсерватории.
Полифония Вселенной
Авторы и ведущие программы: Михаил Воротков и Иван Живанович
Начнем наш вечер с ключевых положений первой встречи.
Затем мы послушаем, как могут звучать различные объекты дальнего космоса (звезда, пульсар, черные дыры). Образуют ли они полифоническое созвучие, как птичий хор в весеннем лесу, или каждый космический объект «поет» сам по себе? Скорее, второе – слишком велики расстояния между ними.
Но мы все же попытаемся прочувствовать музыку дальнего космоса. Обратимся к одному из величайших открытий астрономии конца XX века – крупномасштабной структуре Вселенной. Не видим ли мы здесь застывшую музыку? Не есть ли это архитектурное творение застывшей музыки Вселенной? Может быть ее может «услышать» музыкант, для которого архитектурный шедевр легко ассоциируется с музыкальной партитурой?
Мы – астрофизики, попробуем увидеть и показать Вам музыкальную гармонию знаний о Вселенной. Опираясь на идеи романа Гессе «Игра в бисер», мы проведем партию игры в бисер под названием «Эволюция Вселенной». Специальная программа поможет нам визуализировать и связать в единую систему наши знания о возникновении, жизни и смерти Вселенной. Эту систему композитор мог бы использовать для создания партитуры.
Давайте попробуем увидеть тему эволюции Вселенной в той музыке, которая будет представлена после нашей беседы.
Концерт 2. Фантазии Георга Филиппа Телемана (1681-1767)
Исполнитель: Полина Горшкова — барочная флейта
Георг Филипп Телеман написал трижды по двенадцать фантазий для сольных инструментов. Помимо скрипки и виолы да гамба, он посвятил двенадцать сольных пьес также флейте (1732), аналогов которым нет в репертуаре барокко.
Разнообразие форм, новаторских и оригинальных композиторских решений и невероятная концентрация идей – всё это объединяет цикл Фантазии Г.Ф.Телемана. По сути 12 фантазий – это 12 миниатюрных сонат, исполнение которых требует от музыканта предельного мастерства. Телеман был мастером Vermischte Geschmack (смешанного вкуса), стилистического направления северонемецкой музыки, когда элементы разнообразных национальных музыкальных стилей: французского, итальянского, польского, немецкого могли сосуществовать в одном произведении. В фантазиях Телемана можно услышать всё разнообразие музыкальных форм и стилей той эпохи. С непревзойдённым мастерством использует Телеман и возможности барочной флейты так, что одноголосный инструмент получает возможность играть полифонично (скрытое многоголосье).
1. Fantasie 8. e-moll. «Покорность. Безысходная печаль».
2. Fantasie 4. B-dur. «Человек играющий».
3. Fantasie 3. h–moll. «Игра в бисер».
4. Fantasie 12. g–moll. «Дон Кихот».
5. Fantasie 5. C-dur. «Мастер и ученик».
Названия фантазий не оригинальные, а предложены исполнителем.
III. Наблюдения в телескоп рефрактор Центральной башни
Вас ожидает «практическое занятие» по астрономии. Вы будете наблюдать на настоящем телескопе. Если будет ясное небо, мы посмотрим на различные космические объекты доступные в момент наблюдения. Закончится вечер в Западном меридианном зале обсерватории.