Как и практически все композиторы этого времени, Антонио Вивальди творил в разных жанрах, совмещая инструментальные начинания с вокальной сферой. Его перу принадлежит около полусотни кантат и примерно такое же число опер, впоследствии «затмлённых» знаменитыми скрипичными концертами и камерными сонатами. Кантаты Вивальди открывают нашему взору богатство возможностей итальянского вокального стиля, со времён Монтеверди склонного иллюстрировать слово и детализировать музыкальную ткань. К началу XVIII века система риторических фигур обретает поистине впечатляющие масштабы; в это время создаётся множество трактатов, призванных перечислить и дать истолкование всем известным их образцам. Вопрос о догматичности такого рода систем всегда сталкивается с той живой непредсказуемостью и многогранностью музыкальной практики, которая отличала барокко в принципе; в то же время именно фигуры служили «строительным материалом» для создания того или иного аффекта. Красота барочных арий не имеет ничего общего с более поздней традицией belcanto, на которую опиралась итальянская опера XIX века: в эпоху барокко любая мелодия мыслилась как развëртывание некоей вербально выраженной мысли, где каждая музыкальная деталь шла вслед за произносимым словом, если не буквально иллюстрируя его, то, по меньшей мере, считаясь с его структурой. Фигура певца на сцене воспринималась гораздо ближе к образу драматического актëра, нежели оперной дивы в романтической парадигме, так или иначе воспринимающей исполняемый материал в категориях «мелодии широкого дыхания». «За спиной» Вивальди здесь оказывается колоссальный опыт предшественников — начиная с «отцов оперы» и раннебарочных мадригалистов.
Исполнители: Ансамбль старинной музыки Retrouvé Ирина Дуброва (сопрано, виола да гамба) Алексей Иванов (виола да гамба) Екатерина Бязрова (клавесин)
В программе: Антонио Вивальди (1668–1741) Кантата Amor hai vinto, RV 651 Кантата La farfaletta s’aggira al lume, RV 660 Кантата Indarno cerca la tortorella, RV 659 Соната № 7 ля минор для виолончели и basso continuo, RV 44 (версия для виолы да гамба и basso continuo) Largo Allegro poco Largo Allegro Соната № 8 ми-бемоль мажор для виолончели и basso continuo, RV 39 (версия для виолы да гамба и basso continuo) Larghetto Allegro Andante Allegro