Новогодняя выставка с немного шутливым названием посвящена одной из ключевых фигур современного ленинградского и петербургского искусства – Ивану Сотникову.
На ней объединены около пятидесяти работ 1980-2000-х из собраний семьи, друзей, из частных коллекций. Представлены живопись, графика, объект, декорационные произведения, созданные для концертов «Поп-механики». «Компьютерные игры», «Георгиевский сервиз», «Снежинки», цикл «Про ёлы» – темы, неоднократно повторявшиеся в творчестве художника. Знаменитый «ёлочный мотив» явился поводом для создания в 1992, 2005 и 2006 выставок под названием «Ёлы». Таким образом, выставка в Новом выставочном зале музея встаёт в этот ряд, ведь её композиционным центром стал шедевр, который считался утраченным, — картина «А я вам ёлку принес».
Иван Сотников внутренне тяготел к творчеству художников арефьевского круга, в частности, Владимира Шагина. Искусствоведы характеризуют живопись Сотникова как «неоэкспрессионизм», «примитивизм», причисляют его к «новым диким» и «авангардистам». Его живые и эмоциональные произведения зачастую исключают сложные интерпретации, привнося в искусство игровое начало, в традиционный русский пейзаж с ёлочкой – фольклорный орнамент и декоративность.
Сотников оказался художником вне «системы», распределявшей заказы, выставки и мастерские. Работал тискальщиком в типографии, дворником, истопником, сторожем церкви в Вырице. Участвовал в неофициальных выставках 1980-х, тесно общался с группой «Митьки», входил в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) и в группу «Новые художники». Вместе с Тимуром Новиковым создал музыкальный инструмент «Утюгон» и знаменитый «Ноль объект» (1982), назвав так случайное прямоугольное отверстие в выставочном стенде. «Ноль объект» отсылал к традиции русского авангарда и супрематизму Малевича.
В 1996 Иван Сотников принял сан священника, служил в сельской церкви поселка Тесово-Нетыльский Новгородской епархии. В последние же годы жизни художник участвовал во многих петербургских выставках.