Парадокс издревле представляется одной из наиболее удобных и любимых мудрецами форм изложения вневременных законов или сил обоснования бытия. Сложные понятия и процессы становления тех или иных явлений находят простое объяснение в кратко изреченной «нелепице», которая при вдумчивом отношении к ней обретает несокрушимую алмазную структуру.
Вот и Боб Кошелохов, больше известный по Сайгону как «Философ», учит искусству афоризмами, зачастую объясняя природу вещей при помощи отрицания.
Философия и искусство в творчестве художника представляют собой единое поле, осмысление которого породило масштабный художественный концепт «Two Highways / Два Пути». Экспонируемый фрагмент концепта – зрительный ряд, направленный на осознание трансцендентной сущности соприкосновения земного и небесного Пути в неизмеримо малой и великой части бытия – человеческой жизни.
Трепетное отношение Боба Кошелохова к слову определяет то глубокое, особое значение, которое он вкладывает в понятие «концепт». Вслед за Жилем Делезом и Феликсом Гваттари он утверждает внефункциональность концепта, «растаскивая краски» по холсту.
«Увидеть – главное, и удивиться», – не устает повторять художник. И удивиться действительно есть чему. Как донести до зрителя образ, выхваченный из бездны ассоциаций, хаоса, пересеченного «бесконечной скоростью рождения и исчезновения» форм?
Для Боба Кошелохова, вероятно, эта дилемма является стимулом к совершенствованию, выявлению разнообразных граней отношений между двумя фундаментальными элементами картины – материалом и ощущением. Одно реализуется в другом. «Материал всецело переходит в ощущение», и «…вся материя становится выразительной».
Запредельное или трансцендентное – это неустанное восхождение, Путь. И «…мне все равно, откуда начать, ведь на то же место я приду снова», - вторит Пармениду художник.
Искусство на сегодняшний день, возможно, ближе других сфер познания подошло к пределу, за которым – Вечность. Может, в этом есть своя закономерность. Ведь «главное свойство искусства, – считает Ж. Делез, – проходить через конечное, чтобы вновь обретать, вновь даровать бесконечное».
И есть безусловная мудрость в стоическом «воздержании от суждения» (epoché), когда своевременная остановка сохраняет возможность диалога, а не гасит его приговором всеведения. Таково творчество Боба Кошелохова. Оно предельно сжато и предельно разряжено одновременно. Оно приглашает каждого к размышлению о том, что значит Быть.
Мария Варламова